Легенда о Данко. Художник И. М. Тоидзе |
«Старуха Изергиль» — один из самых известных рассказов выдающегося русского писателя М. Горького.
В этой статье представлен анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького: мнение критиков о сюжете, смысле и идее произведения.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького
Ф. Д. Батюшков о рассказе «Старуха Изергиль»:
«…особую группу образуют несколько очерков легендарно-фантастического характера: «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль» и «О Чиже, который лгал…»<…>
…Изергиль… в своей «последней игре» с одним шляхтичем… доходит до героизма в любви. Спасая из плена своего возлюбленного, под риском собственной жизни, Изергиль знает, что он не заслуживает ее привязанности, что он изменник («лживая собака»), а все-таки готова пожертвовать собой для него, не ради чего-либо иного, как ради своего чувства к нему.
Не раз при чтении этого рассказа, если судить поведение Изергиль с моральной точки зрения, — напрашиваются упреки в безнравственности, но автор предупредил их указанной точкой зрения: Изергиль подчинилась принципу жизни; она живет именно так, как должны жить цыганки. И у нее… все выходит как-то очень просто, откровенно, словно иначе и не могло быть!»
(Батюшков Ф.Д., «Критические очерки и заметки. Ч.1., 1900 г.)
М. Неведомский о «Старухе Изергиль»:
«В двух легендах «Старухи Изергиль», относящихся к 1895 году, настроение как бы колеблющееся… Холодно-жестокий «индивидуалист» Ларра, сын орла и женщины, отщепенец, презирающий свое племя, убивает девушку, побоявшуюся ответит на его любовь. За это ему платят общей ненавистью, а боги наказывают его бессмертием, и он скитается в виде ночной тени по степи. Таков герой одной легенды.
В другой — смельчак Данко, разорвавший свою грудь и вырвав из нее сердце, засветившееся, подобно факелу, при свете его выводит свой народ из темного дремучего леса, полного гибельных болот… Данко умирает, совершив свой подвиг, люди на радостях забывают о нем, а один тушит ногой его продолжающее пылать сердце… Самоотверженному Данко рассказчица, несомненно, отдает преимущество перед индивидуалистом Ларрой…
Но сама эта древняя цыганка, прожившая долгую жизнь, полную самых пестрых приключений и романов, олицетворяет все ту же тягу к яркой и сильной жизни, все ту же «босяцкую» жажду свободы и босяцкий «нигилизм» по отношению к ходячей морали. <…>
Побывав в доме терпимости, переходя от одного любовника к другому, участвуя и в кражах и в других аналогичных подвигах, Изергель не утрачивает живого ума и живого сердца… <…>
Эти невинные и бесхитростные с виду сказочки на самом деле содержат уже в себе, в виде зародышей… почти весь арсенал… тех нападок, которые впоследствии, как из рога изобилия, посыплются из произведений Горького. <…>
…излюбленные пейзажи Горького говорят все о том же — об его вечном устремлении к яркости, силе и пышности жизни.»
(М. Неведомский, «История русской литературы XIX в.», Т. 5, под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910 г.)
Н. К. Михайловский о рассказе «Старуха Изергиль»:
«…легкую и веселую жизнь ведут… некоторые героини г. Горького. Старуха Изергиль рассказывает, «как она любила». Ей было пятнадцать лет, когда она сошлась с каким-то черноусым «рыбаком из Прута», но он ей скоро надоел и она ушла с рыжим бродягой гуцулом; гуцула повесили (за что Изергиль сожгла хутор доносчика); она полюбила не молодого уже турка и жила у него в гареме, из которого убежала с сыном турка; затем следовали поляки, венгерец, опять поляк, еще поляк, молдаванин… <…>
…старуха Изергиль рассказывает про Данка. Герои этих рассказов — существа фантастические или полуфантастические …вольнолюбивы и жадны жить… <…>
Данко совершает подвиг самопожертвования, причем оказывается одиноким сначала впереди смущенной толпы, потом — одиноким перед разъяренной толпой, потом опять одиноким впереди толпы обнадеженной, спасенной и неблагодарной.
Ларра (это имя, по объяснению старухи Изергиль, значит «отверженный, выкинутый вон») тоже одинок в толпе соплеменников, но он не совершает подвига самопожертвования. Напротив… <…> Он сразу встал в дурные отношения к старейшинам племени, отказавшись им повиноваться и объявив, что «таких, как он, нет больше». <…>
…Данко, Ларра… <…> Мы видим в них … «жадность жить»… стремление к ничем не ограниченной свободе… фатальное одиночество и отверженность, причем не легко установить, — отверженные они или отвергнувшие… высокую самооценку и делание первенствовать, покорять…тяготение к чем-нибудь чрезвычайному, пусть даже невозможному, за чем должна последовать гибель… жажду наслаждения, соединенную с готовность как причинить страдание, так и принять его… неуловимость границы между наслаждением и страданием. <…>…подвиг самопожертвования предоставлен Данку, а злодейские подвиги — Ларре; но, несмотря на эту разницу, и тот и другой являются нам в некотором ореоле гордой силы и красоты. <…>
…Ларре одиночество досталось в виде страшной кары… С другой стороны, Ларра далеко не сразу почувствовал боль и скорбь одиночества: он наслаждался им… и вернулся он к людям, потому, что его потянуло к страданию. <…>
Пусть Данко руководился жаждою первенства и власти, когда шел впереди своих людей из лесу, освещая им путь своим горящим сердцем, — но он вместе с тем сострадал этим людям, переживал их жизнь; следовательно, в его душе звенела, по крайней мере, одна лишняя струна по сравнению с Ларрой, который оказался неспособным переживать чужую жизнь и только дала «быть первым».»
(Н. К. Михайловский, «Русское богатство», 1898, №10)
Это был анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького: мнение критиков о сюжете, смысле и идее произведения.