Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев |
Рассказ «Старуха Изергиль» — одно из ярких произведений выдающегося русского писателя Максима Горького.
В этой статье представлен анализ сути, смысла и идеи рассказа «Старуха Изергиль» Горького.
Суть, смысл и идея рассказа «Старуха Изергиль» Горького
Г. В. Александровский:
«…как нужно устроить жизнь, чтобы взять от нее то, что она может дать? Ответ на этот вопрос можно найти в таких полуфантанстических аллегорического характера произведениях, как… «Старуха Изергиль» (рассказ ее о Данко). <…>
…истинное счастье жизни в борьбе за возвышенные стремления, мудрость ее — «в безумстве храбрых». <…> Нужно быть подобным, например, Данко, о котором рассказывала автору старая молдаванка Изергиль.
…в неустанном порыве вперед во имя свободы и заключается истинное счастье. Нет нужды, что иногда, быть может, эти порывы ни к чему не приведут, и призывы «вперед», в сущности, обман, ибо впереди ничего нет, — они все же лучше, чем позорное прозябание…»
(Г. В. Александровский, «Максим Горький и его сочинения», 1901 г.)
Л. Е. Оболенский:
«…Чем выше ставит Горький любящего Данко, тем сильнее вспыхивает его негодование против дряблой, пошлой толпы, бегущей за героем только из-за любопытства и в силу очарования, но это негодование у него, как и у Данко, тот час сменяется жалостью…
И вот откуда его прощающий тон, его удивительный психологических анализ, стремящийся показать нам искру Божью в самых падших из падших. <…>
Не прощает он только тем одним, в ком не находит «искры Божьей», то есть любви и жалости к людям: таков этот Ларра… <…>
Сам Горький… перефразирует… слова Изергили, говорит в конце рассказа уже от себя: «И думал я о великом, горячем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд о старине…» <…>
Это просто упрек, брошенный современному человеку за его «мертворожденное сердце», брошенный тем современникам, которые «ни теплы ни холодны»… <…>
…наши критики обратили внимание на тип самой Изергили, т.е. на ее рассказы о собственных романтических похождениях — совершенно не важных, а, между тем, две легенды, рассказанные ей, и в которых вся суть рассказа, — совершенно упустили из вида! Особенно это непростительно, когда дело идет о Данко. <…>
Сама Изергиль была нужна Горькому только как воплощение «преданий старины глубокой», — как тот кот, который ходит на «златой цепи» и рассказывает сказки. Если Горький рассказал и некоторые черты ее биографии, то просто затем, чтобы эта старуха не являлась пред нами отвлеченной и мертвой… а была живым существом…»
(Л. Е. Оболенский, «Максим Горький и причины его успеха: (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским)», 1903 г.)
Это был анализ сути, смысла и идеи рассказа «Старуха Изергиль» Горького.