Фамусов и Чацкий. Художник М. Башилов |
Фамусов и Чацкий являются центральными персонажами комедии «Горе от ума».
В этой статье представлен сравнительный анализ образов Фамусова и Чацкого в комедии «Горе от ума», причины столкновения героев, анализ конфликта взглядов Чацкого и фамусовского общества. Статья содержит фрагменты различных критических статей.
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова
«…между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.
Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.
Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него… ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии «Горе от ума». <…>
По своему общественному положению Фамусов — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он — представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п… Также смотрел на службу Фамусов…
Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах…
В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить. <…>
Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты «минувшего века», так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I. <…>
Направление идей и понятий, явившееся в тогдашней России…, получило название либерального, а лица, бывшие сторонниками нового направления, назывались либералистами. <…> По своей осмысленной жизни, по своему просвещению, справедливости, честности и благородству, они возвышались над другими… <…> К числу таких личностей первой четверти … [XIX] века, живших осмысленной жизнью, принадлежит Чацкий.
В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а … для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве.
Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.
Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; …он… целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву…
Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. …он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой…
Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. <…> Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова. <…>
Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение… <…> В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива… <…>
Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.
Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.»
(из книги С. Бураковского ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)
***
«Сопоставление Чацкого и барской Москвы…. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает … коллективный образ барского общества. <…>
В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. <…>
Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы.
В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. <…> А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит».
Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. <…>
Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим.
В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей.
Драматург-реалист … предвидел ближайшее будущее… : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.»
(Н. К. Пиксанов, статья в книге «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)
Это был сравнительный анализ образов Фамусова и Чацкого в комедии «Горе от ума», причины столкновения героев, анализ конфликта взглядов Чацкого и фамусовского общества.