Фамусов. Художник Н. Кузьмин |
Комедия «Горе от ума» является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века.
В этой статье представлен анализ идеи, смысла и сути комедии «Горе от ума» Грибоедова, материалы из критических статей о произведении.
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Идея, смысл и суть комедии «Горе от ума» Грибоедова
В. Н. Орлов о смысле «Горе от ума»:
«Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается таким образом в общественную драму целого поколения передовых людей декабристкой эпохи.»
(В. Н. Орлов, послесловие к книге «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)
Н. К. Пиксанов об идее, смысле и сути «Горе от ума»:
«С начала до конца пьеса была и осталась бытовой и сатирической, но отнюдь не философской комедией. Вся идейность пьесы вращается в круге социально-политическом и психологическом… Зато в этом круге, материал очень богат и дает произведению такую содержательность, какой не имеет ни одна современная русская комедия.
В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества.
Многое из идейного состава «Горя от ума» было настолько правдиво, смело, ярко, глубоко, что быстро было воспринято русской общественной мыслью в ее постоянный обиход. Это обстоятельство красноречиво говорит об идейном богатстве и общественной значимости пьесы.
Политическая содержательность «Горя от ума» значительнее, чем, например, «Ревизора», и несравненно богаче, чем во всей драматической поэзии грибоедовских времен. <…>
Очевидна тесная связь «Горя от ума» с декабризмом, хотя его автор и не входил организационно в декабристские общества и не разделял некоторых увлечений своих друзей декабристов, бывших романтиками не только в литературе, но и в политике. <…>
Как и Пушкин, от политического скептицизма Грибоедов переходил к политическому реализму, а потом и к реализму художественному.
Связь «Горя от ума» с идеологией декабризма определялась не формальной принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а кровным родством его с той же социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы.
Идейное наполнение комедии Грибоедова вполне соответствует политическим заявлениям декабристов в их программах, показаниях на следствии, письмах, воспоминаниях. <…>
Идеологически и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских революционеров; недаром декабристы приняли «Горе от ума» с таким энтузиазмом: пока цензура запрещала к печатанию полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую диктовку и развозили по провинции. <…>
Списки распространялись не только в передовой дворянской среде, но и в широких кругах демократической разночинской интеллигенции. <…>
… сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма, его художественным документом. Идеология «Горя от ума» кровно роднится с политической поэзией того времени, с гражданской лирикой Пушкина и Рылеева. Читатели того и более позднего времени воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет, сатиру. <…> На сторону «Горя от ума» встала вся прогрессивная критика.
Декабристам в «Горе от ума», в речах Чацкого была близка проблема национального будущего, социально-исторический оптимизм. <…>
Оптимизм — основная настроенность «Горя от ума». Какова б ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю. Эта оптимистическая позиция была близка декабристам. Свою политическую обреченность многие декабристы осознавали со всей ясностью, но они не теряли исторического оптимизма.»(источник: «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)
С. Бураковский об идеях комедии «Горе от ума»:
«Нетрудно заметить, что между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений. Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы. Чацкий, напротив, человек духа.
Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него… ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии «Горе от ума».»
(источник: книга С. Бураковского ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)
Это был анализ идеи, смысла и сути комедии «Горе от ума» Грибоедова, фрагменты из критических статей о произведении.