Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума" Грибоедова
Чацкий, Софья и Лиза.
Рисунок Йогансона,
гравюра Михайлова

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является главным героем знаменитой пьесы «Горе от ума».
Ниже представлен анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии «Горе от ума».


Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «Горе от ума»

Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии «Горе от ума»

«От Грибоедова мы не имеем ни одного прямого заявления о том, что он был сторонником освобождения крестьян. <…>

Мотив крепостного права занимает в «Горе от ума» небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. …скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора… <…>

Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <…> Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы … и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия.»
(Пиксанов Н. К., статья «Социология «Горя от ума»», книга «Грибоедов: Исследования и характеристики», 1934 г.)

«…как же понять речи Чацкого о крепостном праве?.. в традиционном понимании «Горя от ума» этим речам придается важное, определяющее идеологическое значение. <…>

Однако изучение рукописей «Горя от ума» удостоверяет, что даже в самой ранней редакции… мы не находим более резких выступлений против крепостного права. <…>

При тщательном пересмотре текста неожиданно оказывается, что о крепостном праве в комедии говорится, в сущности, немного. <…>

Прямо … к крепостному праву относятся две филиппики* Чацкого в монологе «А судьи кто…»: 1) против «Нестора негодяев знатных», который «выменял борзые три собаки» на «толпу слуг»… 2) против барина-театрала, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей…
[*филиппика — гневное обличительное выступление против кого-то]

Других протестов против крепостного права в «Горе от ума» нет.

Да и эти две знаменитые реплики поставлены Грибоедовым в особый, своеобразный контекст. …протесты против злоупотреблений крепостного права в речах Чацкого связываются Грибоедовым с протестами против особой дворянской группы — придворной знати.
Кого обличает Чацкий в этих злоупотреблениях? — «Нестора негодяев знатных»… и другого магната, настолько богатого, что он «заставил всю Москву дивиться» роскоши своего крепостного балета. Этим суживается социальный охват речей Чацкого. <…>
Молодых, образованных, чутких дворян времен Грибоедова коробили грубые формы крепостничества, и они надеялись, что дело можно поправить «гуманностью». Но отсюда еще далеко до освобождения крестьян. <…>

Из того, что Чацкий негодует на злоупотребления крепостным правом, еще не следует что он… отрицает начисто этот социально-государственный институт.»
(Источник: Пиксанов Н. К., статья «Грибоедов и крепостные рабы», книга «Грибоедов: Исследования и характеристики», 1934 г.)


Это был анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии «Горе от ума» Грибоедова, роль высказываний о крепостном праве в «Горе от ума».

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий