Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Червонец» Крылова была впервые опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова» в 1812 г. (кн. V). Дата написания басни неизвестна
В этой статье представлены материалы о морали басни «Червонец» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Червонец» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Червонец» заключается в том, что, пытаясь улучшить какую-то вещь, важно не навредить и не испортить ее до такой степени, когда она может потерять свою ценность.
В частности Крылов имел в виду моду на иностранных преподавателей среди русского дворянства. Баснописец считал, что заграничные наставники нередко лишь развращали нравы молодых людей вместо того, чтобы развивать их лучшие качества, прививать им любовь к родной культуре, языку и т.д.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Полезно ль просвещенье?
Полезно, слова нет о том.
Но просвещением зовем
Мы часто роскоши прельщенье
И даже нравов развращенье…»
По мнению В. Ф. Кеневича, басня была написана под влиянием доклада министра народного просвещения граф Ал. К. Разумовского от 25 мая 1811 г. В докладе говорилось следующее:
«В отечестве нашем давно простерло корни свои воспитание, иноземцами сообщаемое… Все почти пансионы в империи содержатся иностранцами, которые редко бывают с качествами, для звания сего потребными. Не зная нашего языка и гнушаясь оным, не имея привязанности к стране, для них чуждой, они юным россиянам внушают презрение к языку нашему и охлаждают сердца их ко всему домашнему, и в недрах России из Россиян образуют иностранца.»
Педагог Г. К. Дорофеев комментирует суть и смысл басни следующим образом:
«Говоря о воспитании, Крылов настойчиво советует, чтобы родители самым тщательным образом оберегали детей от дурных влияний… Баснями «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея» Крылова ответил на увлечение современного ему общества всем иноземным и на обычай поручать воспитание детей иностранцам. Баснописец требует, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в связи с преданиями и верованиями родной страны; он предупреждает, что родителям не будет утешения от детей, если воспитание из всецело вверено «наемничьим рукам». Крылов ценит просвещение, но советует и к нему относиться с большою осторожностью… («Червонец»).» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» обозначают мораль басни так:
«О вреде ложного просвещения говорит… басня Крылова… «Червонец».» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни заключается в следующем:
«Воспитание, которое есть основа общественного благосостояния, богатства и славы целого государства, чаще всего занимало нашего баснописца, хорошо сознававшего, что если детям преподано хорошее и добродетельное воспитание, то эти дети впоследствии сделаются примерными гражданами своей страны… Но не то было у нас при жизни Крылова. <…>
Но кроме того, что воспитатели-французы учили юношество любить только чужое, они, стараясь дать только наружное воспитание, заглушали добрые свойства души. Уча своих учеников изящным манерам, держаться развязно в обществе, они не только не развивали добродетельных сторон, но, напротив, они укореняли в своих воспитанниках некоторые пороки, как например, расточительность, праздность, презрение к труду и проч. Против всего этого Крылов восставал еще тогда, когда издавал свой журнал; теперь же он по этому поводу написал басню: «Червонец». <…>
Подобно тому, как мужик вместе с пылью, мелом и кирпичом стер с червонца и много золота, так что червонец потерял даже свою цену, так поступали многие воспитатели со своими учениками, как сказано, давая внешнее воспитание, часто стирали хорошие качества души.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Это были материалы о морали басни «Червонец» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.