Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Гуси» Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1811 г.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Гуси» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Гуси» И. А. Крылова
Мораль басни «Гуси» заключается в том, что нередко потомки знатных людей сами ничего не добиваются в жизни, но при этом требуют к себе особого отношения. В своей басне Крылов высмеивает «родовую гордость», к которой были склонны многие современники баснописца.
На самом деле человек может расчитывать на настоящее уважение, только если сам добивается успеха, а не гордится лишь достижениями своих предков.
Педагог Д. И. Тихомиров комментирует суть и смысл басни «Гуси» так:
«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело… <…> Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу… («Гуси», «Водопад и Ручей», «Орел и Пчела», «Пчела и Мухи»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Гуси» заключается в следуюшем:
«Крылов требовал от людей правды и искренности, требовал, чтобы они казались тем, чем были на самом деле. <…> …Не оставляет без урока и тех, которые, будучи потомки знатных, сами ничего не заслужили, а между тем хотят, чтобы их так же уважали и почитали, как и их заслуженных предков.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Педагог В. И. Водовозов видит суть и смысл басни «Гуси» в следующем:
«Случается, что и родители с ранних лет внушают детям, что, по своему происхождению, они выше обкновенных смертных и должны держать себя гордо и неприступно. Такое мнение о себе сильно вредит учащемуся в кругу товарищей, и в школе с него скоро сбивают неуместную гордость. <…>
Против этой ложной гордости и чванства направлены многие басни Крылова. Тут «Гуси» требуют себе особенного предпочтения, потому что их предки спасли Рим, а неуч мужик погоняет их хворостиной: «А вы, друзья, лишь годны на жаркое». Такой приговор, конечно, может поубавить высокомерия в тех хвастунишках, которые вздумали бы ничего не делать, надеясь на Римское спасение.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
И. В. Сергеев комментирует басню «Гуси» таким образом:
«…Он не просто осмеивал человеческие пороки. Каждая басня его была рождена современным ему событием — это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман («Вороненок»)… на высокопоставленное аристократическое общество («Гуси», «Листы и Корни») и даже на самого императора Александра I («Воспитание Льва»).» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Такова мораль басни «Гуси» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.