Мораль басни «Хмель» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Хмель" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Хмель» Крылова была написана до 29 февраля 1816 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (ч. V).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Хмель» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Хмель» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Хмель» заключается в том, что хитрые, лицемерные люди с удивительной легкостью меняют свое мнение, чтобы извлечь выгоду. У таких людей нет твердых убеждений: сегодня они вас ругают, а завтра — хвалят, и наоборот. В конце концов подобные люди не вызывают ни уважения, ни доверия, но при этом они нередко добиваются своих целей с помощью лести и других уловок.

По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов намекает на лицемерие и интриги в придворных кругах:

«Заключение басни содержит намек на придворные круги с их раболепными льстецами, фаворитами и интриганами.» (Б. И. Коплан)

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«Такие ж у льстеца поступки и дела: 

Он на тебя несет тьму небылиц и бредней; 

И как ты хочешь, так трудись, 

Но у него в хороших быть не льстись; 

А только в случай попадись,—  

Он первый явится в передней.»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Корыстный расчет побуждает низких людей напрашиваться на дружбу, льстить, унижаться… (…»Хмель»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют суть и смысл басни таким образом:

«…В басне «Хмель» льстец на тех, от кого он не получает прибыли, готов взводить кучу всяких небылиц; но только стоит попасть в случай к льстецу, как он будет превозносить того же, кого раньше бранил.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:

«Тут Хмелем означается такой человек, который к тому только и льнет, того только и хвалит, от кого надеется пользу получить, хоть этот, для него собственно полезный человек, и ничего не стоит, как та тычинка, что хозяин сломил. Другой же и достойный человек, да от него он не видит себе никакой пользы, так и бранит его на чем свет стоит. А как пришлось так, что этот самый занял место прежднего его благодетеля — тотчас и перемена, он же первый к нему подползет… Кто не встречал таких переметчивых душ! Они иногда и успевают в своем деле, да все-таки ни от кого доброго имени не заслужат.

Дуб по своему росту, по своей величавости превосходит многие обыкновенные деревья; поэтому под Дубом разумеют человека сильного, который по своим достоинствам стоит выше других. Здесь Дубком указывается на человека молодого, который своим умом и добрым поведением обратил на себя внимание кого-нибудь из старших, получил при нем место, занялся своим делом как следует, и вышел, как говорится, в люди: стал и сам старшим над другими.»  (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Такова мораль басни «Хмель» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий