Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Хмель» Крылова была написана до 29 февраля 1816 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (ч. V).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Хмель» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Хмель» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Хмель» заключается в том, что хитрые, лицемерные люди с удивительной легкостью меняют свое мнение, чтобы извлечь выгоду. У таких людей нет твердых убеждений: сегодня они вас ругают, а завтра — хвалят, и наоборот. В конце концов подобные люди не вызывают ни уважения, ни доверия, но при этом они нередко добиваются своих целей с помощью лести и других уловок.
По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов намекает на лицемерие и интриги в придворных кругах:
«Заключение басни содержит намек на придворные круги с их раболепными льстецами, фаворитами и интриганами.» (Б. И. Коплан)
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«Такие ж у льстеца поступки и дела:
Он на тебя несет тьму небылиц и бредней;
И как ты хочешь, так трудись,
Но у него в хороших быть не льстись;
А только в случай попадись,—
Он первый явится в передней.»
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Корыстный расчет побуждает низких людей напрашиваться на дружбу, льстить, унижаться… (…»Хмель»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют суть и смысл басни таким образом:
«…В басне «Хмель» льстец на тех, от кого он не получает прибыли, готов взводить кучу всяких небылиц; но только стоит попасть в случай к льстецу, как он будет превозносить того же, кого раньше бранил.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:
«Тут Хмелем означается такой человек, который к тому только и льнет, того только и хвалит, от кого надеется пользу получить, хоть этот, для него собственно полезный человек, и ничего не стоит, как та тычинка, что хозяин сломил. Другой же и достойный человек, да от него он не видит себе никакой пользы, так и бранит его на чем свет стоит. А как пришлось так, что этот самый занял место прежднего его благодетеля — тотчас и перемена, он же первый к нему подползет… Кто не встречал таких переметчивых душ! Они иногда и успевают в своем деле, да все-таки ни от кого доброго имени не заслужат.
Дуб по своему росту, по своей величавости превосходит многие обыкновенные деревья; поэтому под Дубом разумеют человека сильного, который по своим достоинствам стоит выше других. Здесь Дубком указывается на человека молодого, который своим умом и добрым поведением обратил на себя внимание кого-нибудь из старших, получил при нем место, занялся своим делом как следует, и вышел, как говорится, в люди: стал и сам старшим над другими.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Такова мораль басни «Хмель» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.