Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Кошка и Соловей» была написана Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в «Трудах Вольного общества любителей российской словесности» в 1824 г.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Кошка и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Кошка и Соловей» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Кошка и Соловей» заключается в том, что жесткая цензура губительна для таланта. В этой басне Крылов намекает на суровую цензуру первой половины XIX века, от которой страдали многие талантливые поэты и писатели.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.»
Суть и смысл басни «Кошка и Соловей» также отражены в русских народных пословицах и поговорках:
«Мягко стелет, да жестко спать.»
«Целуют, что ястреб курочку — до последнего перышка.»
«Неволя скачет, неволя пляшет, неволя песни поет.»
«Хоть волком вой, да песни пой!»
«Глотай горько, да говори сладко.»
«Нужда закон пишет…»
Педагог В. И. Водовозов видит суть и смысл басни в следующем:
«Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является… в баснях: «Волк и Ягненок», «Волк и Кукушка», «Волк и Кот», «Кошка и Соловей», «Соловьи».» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют мораль бани следующим образом:
«После предателя нет человека презреннее лицемера. <…> Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и «благодетелей», Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: «Добрая лисица», «Кошка и Соловей», «Туча», «Мирон»… Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей. <…>
Вот еще [о басне «Кошка и Соловей»] благодетель из тех, что «мягко стелят, да у них жестко спать»; у которых речи медовые и лапки бархатные, да коготки востры и уцеписты — держат, не выпустят, и зубок востер — не помилует. О ласках этих благодетелей и пословица сказывает «Целуют, что ястреб курочку — до последнего перышка».» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению И. В. Сергеева, суть и мораль басни «Кошка и Соловей» заключается в следующием:
«Борясь с цензурой и всячески увертываясь от ее опеки, Крылов все же умело свел с нею счеты, опубликовав невинную басенку о кошке и соловье. Цензура спохватилась поздно. Басня уже была напечатана.
В ней Крылов рассказывал о злой Кошке, интересовавшейся соловьиным пением. Поймав Соловья, она требовала песен, желая убедиться в таланте прославленного певца, но бедняга едва дышал и только попискивал от страха. Кошка разочаровалась в Соловье. Он в пении, по ее мнению, был вовсе не искусен. <…> …Басня Крылова «Кошка и Соловей». Она была направлена против цензуры, и это сразу же поняли все. А цензура в эти годы начинала свирепствовать.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
В. Ф. Кеневич комментирует суть и смысл басни «Кошка и Соловей» так:
«По свидетельству некоторых современников Крылова, басня эта касалась самого чувствительного современного вопроса, — именно, вопроса о цензуре. В ней он изобразил печальное состояние русской литературы, которая, в те времена, в эпоху реакции, подверглась невероятным цензурным стеснениям…» (В. Ф. Кеневич В. Ф., «Библиографические и исторические примечания к басням Крылова»)
Н. Л. Степанов пишет следующее об истории создания басни:
«Возможно, что запрещение таких басен, как «Рыбья пляска»… и «Пестрые Овцы»… натолкнуло Крылова на создание басни «Кошка и Соловей».» (Н. Л. Степанов, монография «И. А. Крылов», Москва, 1949 г.)
Такова мораль басни «Кошка и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.