Басня «Крестьянин и работник». Художник А. Н. Комаров |
Басня «Крестьянин и Работник» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Крестьянин и Работник» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Крестьянин и Работник» Крылова
Мораль басни «Крестьянин и Работник» заключается в том, что некоторые люди, находясь в беде, просят окружающих о помощи и ведут себя скромно, но, когда их беда позади, такие люди ведут себя неблагодарно и упрекают своих спасителей.
В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие пороки, как неблагодарность, эгоизм, лицемерие.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо;
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!»
По мнению И. И. Хемницера, мораль басни «Крестьянин и Работник» заключается в следующем:
«Басня эта самым простым примером показывает нам, что когда человек в беде, так тогда он готов всем пожертвовать и каждому в ноги поклониться, только спаси; но как только прошла беда, высвободился из-под ее когтей, так тотчас и поднял снова нос, и того же самого, кто ему помог, вместо спасибо, начинает бранить и каждый грош ему высчитывает.
Так вот и мужичок, лежа под медведем, вопил: «Степанушка, родной, не выдай, милый!», а как вылез из-под медведя, так стало жалко медвежьей шкуры и стал Степанушка болваном!» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Такова мораль басни «Крестьянин и Работник» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.