Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») была впервые опубликована в «Журнале древней и новой словесности» 1818 г. Время создания произведения неизвестно.
У Крылова есть еще 2 басни под названием «Крестьянин и Змея», опубликованные в 1813 и 1825 гг.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») Крылова: анализ, суть, смысл
Мораль басни «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») заключается в том, что человек, обманувший или совершивший подлость, не может расчитывать на полное доверие к себе, даже если он якобы раскаивается. К сожалению, утраченное доверие порой бывает невозможно вернуть, потому что люди больше не верят обманщику или подлецу. Так, Крестьянин в конце концов отказывается иметь дело со Змеей, которая ранее поступала с ним не очень хорошо.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в последних ее строках:
«Когда извериться в себе ты дашь причину;
Как хочешь, ты меняй личину:
Себя под нею не спасешь,
И что с Змеей, с тобой случиться может то ж.»
Крылов подчеркивает, что утраченное доверие очень трудно или почти невозможно вернуть. Когда человек дает «причину извериться в себе», то дает повод недоверять — в этом случае ему вряд ли удастся поправить ситуацию.
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») заключается в следующем:
«Кто прослыл человеком вредным, нечестным, одним словом, вышел из веры у добрых людей, тот каким смиренником ни прикидывайся, как ни клянись, что он исправился — никто ему не поверит, всякий побоится взять даже в простые работники.»
(Хемницер И.И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Такова мораль басни «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.