Басня «Лебедь, Щук и Рак». Художник В. Еромлаева |
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. (ч. IV, № 6).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Лебедь, Щука и Рак»: анализ, суть, смысл произведения.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» И. А. Крылова
Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» заключается в том, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно и т.д.
Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых трех строках:
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.»
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
«Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.
Так вот у таких товарищей дело… не пойдет, как не пошел воз, в который впряглись было лебедь, щука и рак. Но случается при этом иногда еще и так, что всем придется с капитальцем проститься, а как кто рискинул последним, так и иди с сумой по миру.»
(Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни «Лебедь, Щука и Рак» в следующем:
«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. <…> На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец — ко взаимной невыгоде обеих сторон. На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело… («Лебедь, Щука и Рак», «Раздел»).»
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Рисунок А. Н. Комарова |
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» видят суть и смысл басни так:
«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <…> Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях «Лебедь, Щука и Рак» и «Раздел».»
(«Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
По мнению авторов книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова», мораль басни такова:
«Правду сказать — и судить тут нечего, все виноваты: всякий, видимо, о себе, а не об общем деле думает. Оттого и «воз ни с места!».» («Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Существует мнение, что прототипами героев басни стали члены Государственного совета. Разногласия между участниками совета были настолько велики, что в дело должен был вмешаться император Александр I:
«Эту басню… так часто применяли к различным коллективным учреждениям и преимущественно к Государственному совету, что наконец утвердилось мнение, будто она была вызвана несогласиями членов этого совета…»
(Кеневич В. Ф., Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)
Такова мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.