Басня «Лев и Мышь». Рисунок А. Н. Комаров |
Басня «Лев и Мышь» была написана Крыловым в 1833 г. и опубликована в «Библиотеке для чтения» в 1834 г.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Лев и Мышь» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни можно прочитать здесь.
— Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Лев и Мышь» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Лев и Мышь» заключается в том, что богатые, влиятельные лица нередко отвергают дружбу хороших, но бедных людей, так как не видят пользы для себя; однако в жизни бывают ситуации, когда именно этот друг, а никто другой, может помочь в трудную минуту.
В басне «Лев и Мышь» Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как гордыня, высокомерие, чванливость, кичливость, надменность, заносчивость, раздутое самомнение, недальновидность, глупость.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Не по́пусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.»
Суть и смысл басни отражены в известных русских пословицах:
«Не плюй в колодезь, Тит, случится в нем воды испить.»
«Нет худшего порока, чем зазнайство.»
«Нужно ценить себя, но не переоценивать.»
«Не надувайся — лопнешь.»
«Не смейся, квас, не лучше нас.»
«Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.»
Педагог Д. И. Тихомиров комментирует мораль басни таким образом:
«В опасности и в беде, какая может приключиться и сильному, и маленький человек мог бы быть полезным своими знаниями и уменьем; но высокомерие и кичливость сами себя лишают услуг последнего («Орел и Крот», «Лев и Мышь»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
До Крылова в мировой литературе сходная тема разрабатывалась Эзопом («Лев и Мышь») и Лафонтеном («Лев и Крыса»).
Это были материалы о морали басни «Лев и Мышь» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.