Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Листы и Корни» Крылова была написана до 8 марта 1811 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (№19).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Листы и Корни» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Листы и Корни» Крылова
Мораль басни «Листы и Корни» заключается в том, что любой полезный труд имеет право на уважение и благодарность. К сожалению, высокомерные и неблагодарные люди нередко считают чужой труд менее важным и значимым, при этом преувеличивая свой собственный вклад в жизнь общества.
Судя по всему, в своей басне Крылов имеет в виду крепостных крестьян (Корни), за счет которых живут дворяне и другие слои общества (Листы).
По мнению В. Ф. Каневича, под корнями Крылов действительно подразумевает крепостных крестьян:
«…нельзя не видеть, что под корнями, роющимися в земле, Крылов разумел крепостных крестьян…» (В. Ф. Каневич)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем.<…> (…»Листы и корни»… «Пушки и Паруса»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Литератор И. Халтурин комментирует басню таким образом:
«Труженики — основа жизни, по Крылову, корни, питающие ее. » (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. Крылов И. А.» под ред. Благого Д. Д., Москва, 1944 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» считают, что мораль басни состоит в следующем:
«В басне «Листы и Корни» он [Крылов] указал на то, что всякие сословия нужны и полезны для государства, даже и те, которые стоят ниже всех и которых даже незаметно так, как не видно корней у дерева, и что сословия эти не должны враждовать между собой.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом:
«…Басня «Листы и Корни», в которой автор сравнивал народ с Корнями могучего дерева. Листья шумели о том, что они «краса долины всей» и что дерево только им обязано своей славой: ведь благодаря им оно было так величаво, так радовало глаз своей пышной красой, давало спасительную тень страннику и приют соловьям. <…>
…Каждая басня его [Крылова] была рождена современным ему событием — это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман («Вороненок»)… на высокопоставленное аристократическое общество («Гуси», «Листы и Корни»)…» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» видят мораль басни в следующем:
«На случай же, если бы кто из высоко стоящих неразумно возгордился и… забыл о скромных тружениках, Крылов напоминает великое значение их работы в баснях «Листы и Корни», «Орел и Крот».» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, изд-ль М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Такова мораль басни «Листы и Корни» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.