Басня «Мартышка и очки». М. М. Гужавина |
Басня «Мартышка и Очки» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки»: анализ, суть, смысл произведения.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Мартышка и очки» Крылова (анализ, суть, смысл)
«Мартышка и Очки». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:
«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.»
Вот что говорит поэт И. И. Хемницер о морали басни «Мартышка и Очки»:
«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.
Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. КомаровБывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.
Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
По мнению авторов книги «50 басен И. А. Крылова», мораль басни заключается в следующем:
«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! <…> Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку… Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов…»
(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни «Мартышка и Очки» в следующем:
«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны. <…>
Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Басня «Мартышка и очки». Художник В. Серов |
Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так:
«…Мартышка, примерающая очки… <…> Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в следуюшем:
«…разряд невежд… которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»
(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.