Мораль басни «Мешок» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Мешок" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Мешок» Крылова была впервые опубликована в журнале «Цветник» в 1809 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мешок» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Мешок» Крылова

Мораль басни «Мешок» заключается в том, что нередко богатый человек представляет интерес для окружающих только из-за своих денег; когда же такой человек вдруг разоряется, то вместе с богатством он часто теряет и так называемых друзей.
К сожалению, порой бывает непросто отличить искреннюю дружбу от изощренного лицемерия. Глупые люди быстрее всех поддаются на такие уловки, однако умный человек способен свести подобные случаи к минимуму.
В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как лживость, лицемерие, подлость, корыстолюбие, глупость, недальновидность, расточительность, неумение разбираться в людях, склонность к самообману и т.д.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

«Не дай бог, если разоритесь:

И с вами точно так поступят, как с Мешком.»

Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:

«Что рак с клешнею — богач с мошною.»

«В полном мешке — брат родной; в полумешке — двоюродный; на дне мешка — в свойстве, а нет в мешке — нет и родни.»

«Дотоле мудрен, пока карман ядрен; стал без гроша — и слава нехороша.»

«У денежки-то крылышки.»

«Кругла денежка, легко катится.»

«У Фомы денежки — «Фомушка» Фома; у Фомы ни денежки — «Фомка» Фома.»

Поэт И. И. Хемницер видит суть и смысл басни в следующем:

«Вся эта басня, если сказать откровенно, выказывает самую низкую черту души человеческой — сребролюбие. Какой ни на есть пустой и глупый человек разбогател как-нибудь случайно — так вот все к нему и льнут, как мухи к меду; льнут же, конечно, зачем, чтобы рублевичками его попользоваться, да поесть, попить на чужой счет, а как только опустела мошна глупого богача — так все прочь от него, никто и смотреть на него не хочет; стыдятся встретиться с ним. Из его же бывших блюдолизов другой, пожалуй, и по шее ему даст, да скажет: «Пошел, дурак!». Вот такого-то именно богача и должно разуметь здесь под мешком с червонцами. Нестерпим, правду сказать, такой глупый богач; но только чуть ли еще не хуже его льстецы-блюдолизы!» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют мораль басни следующим образом:

«Вообще же нет такой человеческой слабости, нет смешной стороны в человеке, чтобы Крылов не подметил их и не выставил в своих баснях.

…Заносчивость и гордость человека, который сам по себе не имеет никаких достоинств, а пользуется почетом не по своим заслугам и достоинствам, а по богатству или по чему-нибудь другому — [высмеиваются] в басне «Мешок». В той же басне осмеивается слабость людей к деньгам, хотя бы человек, обладающий богатством, не имел никаких других достоинств, и в случае его несчастия те самые люди, которые за несколько дней перед этим льстили и кланялись ему только ради его богатства, отвечают ему презрением.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Это были материалы о морали басни «Мешок» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий