«Мирская сходка». Рисунок М. М. Гужавина |
Басня «Мирская сходка» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. (ч. IV). Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Мирская сходка» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Мирская сходка» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Мирская сходка» заключается в том, что нечестные, бессовестные люди нередко пользуются служебным положением в своих целях. Такие люди делают вид, что соблюдают закон, но на самом деле действуют только в своих интересах, забывая о своих обязанностях (например, забывают позвать овец на собрание). Чтобы добиться своих целей, такие люди используют родственные связи, контакты с высокопоставленными лицами и т.д.
Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее первых строках:
«Какой порядок ни затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.»
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», суть и смысл басни «Мирская сходка» заключается в следуюшем:
«…Важный вопрос, который занимал нашего баснописца и который он разобрал и рассмотрел со всех сторон до мелочей, — это вопрос о неумении правильно понимать должностные обязанности, свой собственный расчет при выполнении этих обязанностей, неуважение к закону, служение лицам, а не делу, злоупотребление доверием правительства и начальствующих лиц, взяточничество и казнокрадство. К уничтожению этих пороков в течение нескольких сот лет стремились даже правительство и цари нашего государства. <…>
Благородная душа Крылова не могла не скорбить, видя, как многие попирая закон, просто как бы торговали им, наблюдая только свои собственные выгоды. Это заставляло правительство прибегать к крутым мерам, но и это не помогло… [речь идет, в том числе, о басне «Мирская сходка»]»
(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» видят суть и смысл басни «Мирская сходка» в следующем:
«В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в «старосты» люди глупые («Осел и мужик», «Слон на воеводстве») или плуты: волки к овцам, лисица в курятники («Мирская сходка»…)… <…>
Чем же ослы, лисицы, волки (иначе сказать — глупцы, плуты, злодеи) умеют обойти, обольстить? Как они пробираются в огороды, в курятники, на воеводство?.. Крылов указывает на многие лазейки: кумовство («Совет Мышей»); заискивание, угодничество («Две Собаки»); умение обойти старших плутней («Мирская сходка»). <…>
…Нравы животных… [в басне «Мирская сходка»]. … очерчены превосходно. Жадный волк подбирается к овцам… за его дело взялась кума-лиса… Так и ждешь от нее плутни! И вот, в самом деле, кума начинает подходы со стороны: «замолвлено словцо у львицы».
На лукаво созванном совете, конечно, искали не правды, а потатчиков задуманному делу. <…> …Опять плут-подьячий прикидывается строгим законником.»
(книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Такова мораль басни «Мирская сходка» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.