Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Муравей» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1819 г. (ч. VI). Время написания басни неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Муравей» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Муравей» заключается в том, что хвастовство, чванливость и высокомерие не красят человека. Нередко люди хвалят себя и придают важности своим действиям, но на самом деле являются посредственностью.
В своей басне Крылов высмеивает тех, кто в своем кругу якобы чем-то выделяется, но в более интересном обществе выглядит бледно и невзрачно. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«Так думает иной
Затейник,
Что он в подсолнечной гремит.
А он — дивит
Свой только муравейник.»
В частности своей басней Крылов высмеивает помещиков, которые, живя в провинции, считаются важными персонами, но, приехав в столицу, теряются среди массы им подобных. Любопытно, что изначально эта басня заканчивалась нравоучением о помещиках:
«В уезде у себя и важен, и завиден.
И всех он там знатней,
И всех славней,
И всех умней,
В столицу ж приезжай — как этот муравей,
Чуть-чуть он будет виден.»
По мнению Г. К. Дорофеева, мораль этой басни заключается в следующем:
«…[Мораль] басни «Муравей»: «не хвастайся, так как можешь осрамиться»…» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
Автор книги «И. А. Крылов и его басни» видят суть и смысл этой басни так:
«Вообще же нет такой человеческой слабости, нет смешной стороны в человеке, чтобы Крылов не подметил их и не выставил в своих баснях. Так, чванство и самохвальство людей, которые придают своим самым обыкновенным действиям важный вид, выставлено им в басне «Муравей», гордость и нахальное хвастовство — в басне «Дуб и трость»…» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.