Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Напраслина» была написана до 29 февраля 1816 г. и в том же году впервые опубликована в сборник «Новые басни» (ч. V).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Напраслина» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Напраслина» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Напраслина» заключается в том, что некоторые люди сваливают вину за свои проступки и неудачи на других, тогда как виноваты лишь они сами; когда у таких хитрецов не получается свалить вину на других, тогда они винят «лукавого», то есть какие-то злые силы (чёрта, лешего и т.д.), которые якобы заставили их поступить неправильно.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Как часто что-нибудь мы сделавши худого,
Кладем вину в том на другого,
И как нередко говорят:
«Когда б не он, и в ум бы мне не впало!»
А ежели людей не стало,
Так уж лукавый виноват,
Хоть тут его совсем и не бывало.»
Суть и смысл басни «Напраслина» отражена в русских народных пословицах:
«На лукавого только славу пускают, а сами грешат.»
«Умей ошибиться, умей и поправиться.»
«В грязи лежит, а кричит: не замарай!»
В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как лживость, лицемерие, неспособность признавать свою вину, склонность к клевете (наведению напраслины).
Академик В. Н. Перетц в 1901 г. выяснил, что басня «Напраслина» имеет связь с одной из прозаических притч книги «Смеющийся Демокрит, или Поле честных увеселений с поруганием меланхолии» (Москва, 1769 г).
Это были материалы о морали басни «Напраслина» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.