Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Обезьяны» была написана не позднее феврала 1808 г. и впервые опубликована в том же году в «Драматическом вестнике».
Стоит отметить, что у Крылова есть басня с похожим названием — «Обезьяна».
В этой статье представлены материалы о морали басни «Обезьяны» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Обезьяны» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Обезьяны» заключается в том, что подражание и перенимание может быть полезно, если делается с умом; если же это совершается без без ума, то в этом случае не стоит ждать ничего хорошего.
В этой басне Крылов в частности высмеивает русское дворянство, которое увлекается французской модой и подражает всему французскому (эту особенность также высмеивает Чацкий в пьесе «Горе от ума»). Сам Крылов поясняет мораль басни «Обезьяны» в ее первых строках:
«Когда перенимать с умом, тогда не чудо
И пользу от того сыскать;
А без ума перенимать,
И боже сохрани, как худо!»
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни «Обезьяны» заключается в следующем:
«Желание быть и казаться не тем, что есть… <…> И вообще, «без ума перенимать — и Боже сохрани, как худо!» («Обезьяны»). Подражание только тогда и приводит к хорошим результатам, когда оно предпринимается не из зависти только и пустого тщеславия, а ради самого дела, и при том бесспорно хорошего…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так:
«Бойко рассказанная басня «Обезьяны» показывает, как вредно бестолковое подражание. Переимчивость обезьян здесь выставлена очень живо: они украдкой смотрят, как ловец катается в сетях и любуются его затеями. Красавицы сестрицы, только он ушел, «ну кувыркаться, кататься…». Последствием было то, что все они попали в сети. Но не в одном этом заключается вред тупой переимчивости: важнее указать, что подражая без смысла, мы никогда не выполним дела как следует, а только его испортим. Эту басню можно сравнить с другою: «Обезьяна»…» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Такова мораль басни «Обезьяны» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.