Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Огородник и Философ» Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова».
В этой статье представлены материалы о морали басни «Огородник и Философ» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Огородник и Философ» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Огородник и Философ» заключается в том, что теоретические знания важны, но куда лучше, если они подкрепляются ежедневной практикой и опытом.
В любом деле нужна золотая середина, баланс между теорией и практикой. Так, Огородник мог бы работать эффективнее, если бы прислушался к наблюдениям Философа. В то же время Философ мог бы добиться лучших результатов на грядках, если бы в дополнение к чтению журналов перенял у Огородника его практические навыки.
Басня «Огородник и Философ» связана со спорами вокруг достоинств сохи и плуга, которые разгорелись среди просвещенной публики в 1806—1808 гг. Баснописец иронически относился к этому новшеству. В своей басне он высмеял излишнее увлечение теорией и пренебрежение практикой и опытами, свойственное дворянству.
Литератор Г. К. Дорофеев считает эту басню слабой с точки зрения морали:
«К басням, безусловно слабым по выводам, следует отнести: «Огородник и Философ», «Пловец и Море», «Механик», «Откупщик и Сапожник», «Два голубя», «Троеженец».» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова.», Тифлис, 1895 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает мораль этой басни двусмысленной и неопределенной:
«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>
Крылов не раз обращается в своих баснях к осуждению невежества («Петух и Жемчужное Зерно»… и др.), но в числе других его басен, касающихся вопроса о просвещении, знании, фигурируют… такие, как… «Огородник и Философ», «Ларчик», «Водолазы», «Крестьянин и Лисица».
Хотя в первой басне представителем просвещения и является «великий краснобай», «недоученный философ», однако обращенные к нему слова огородника… звучат скрытой насмешкой над книжным просвещением…» (Е.В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни «Огородник и Философ» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.