Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Пастух» была написана Крыловым в конце 1832 г. и опубликована в первом томе альманаха «Новоселье» в 1833 г.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Пастух» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Пастух» Крылова
Мораль басни «Пастух» заключается в том, что лживые, лицемерные люди (Савва) нередко обвиняют в своих преступлениях невиновных людей (Волка).
Суть басни «Пастух» отражена в русской народной пословице, которую Крылов почти дословно цитирует в конце басни:
«На волка токмо слава, а овец таскает Савва.» (русская народная пословица)
Мораль басни «Пастух», по мнению педагога Д. И. Тихомирова, заключается в следующем:
«Дурные и злые люди не только не делятся своим с другими, но тайно и открыто берут себе чужое — крадут. Чтоб скрыть свою вину и спастись от наказанья, вор часто лжет, винит нагло другого («Пастух»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа»_ Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни «Пастух» таким образом:
«…Крылов по-прежнему продолжал писать свои басни-сатиры. Басенный язык его стал еще более точен, ясен, прозрачен. Крылов уже не намекал, а говорил прямо, как, например, в сатирической басенке о бесправии народа и лицемерии правительства, утверждающего, будто законы для всех одинаковы и что они действуют, невзирая на лица. <…> Так говорил Крылов в басне «Волки и Овцы». <…> Или басня «Пастух».
Пастух Савва — это царский сановник, губернатор, вельможа. Савве поручено пасти барских овец — читай, верноподданных мужичков. Савва нещадно дерет овечек и валит вину на волка. За волком охотятся, его ищут, его клянет на весь свет, а волка следу нет…» (И. В. Сергеев, книга «Иван Андреевич Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Такова мораль басни «Пастух» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.