Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Прихожанин» была написана Крыловым после ноября 1822 и до 1824 г. (скорее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в альманахе «Северные цветы» в 1825 г.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Прихожанин» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Прихожанин» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Прихожанин» заключается в том, что люди нередко бывают благосклонны к чему-то знакомому и привычному, но при этом равнодушны или предвзяты ко всему остальному. Порой люди восхищаются сомнительными талантами своих друзей или родных, но не признают истинного таланта в посторонних им людях.
Так, Прихожанин остается равнодушен к блестящим, глубоким речам пастыря, потому что дело происходит не в его приходе (то есть Прихожанин обычно посещает другую церковь и слушает другого пастыря).
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Есть люди: будь лишь им приятель.
То первый ты у них и гений, и писатель,
Зато уже другой,
Как хочешь сладко пой,
Не только, чтоб от них похвал себе дождаться,
В нем красоты они и чувствовать боятся.»
По мнению исследователей, басня «Прихожанин» была направлена против П. А. Вяземского, который в своем стихотворении «И. И. Дмитриеву» выставил Крылова второстепенным баснописцем по сравнению с поэтами Хемницером и Дмитриевым.
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» видят мораль этой басни в следующем:
«В этих словах говорится о том, что человеку стоит только заслужить известность и расположение людей, то что бы он ни делал, чтобы он ни говорил, — все будет хорошо и за все его будут превозносить. За то люди, не находящиеся в известности, как бы они ни были умны и как бы много они хорошего ни делали, но их не только не будут замечать, но уже будут бояться считать такими.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни может быть неверно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:
«…Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня… в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей… <…>
…»Бочка». <…> …этот рассказ и не назначен для детей, также как и прекрасная басня «Прихожанин», заключающая в себе сатиру на литературные партии: по ее идее и изложению она может быть объяснена только учащимся более зрелого возраста.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Такова мораль басни «Прихожанин» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.