Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Пруд и Река» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. (ч. IV).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Пруд и Река» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Пруд и Река» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Пруд и Река» заключается в том, что лень и безделие способны загубить любые способности и таланты. Дарования нуждаются в постоянном труде и развитии, иначе они слабеют и «вянут».
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«Так дарование без пользы свету вянет,
Слабея всякий день,
Когда им овладеет лень
И оживлять его дея́тельность не станет.»
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль этой басни заключается в следующем:
«Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для другиз… <…> Настойчивый общеполезный труд несет за собой не одно материальное воздаянье: он развивает природные способности человека, он возвышает его нравственно, приносит почет, известность, увековечивает его имя; праздность же убивает и то, что дано человеку от Бога… («Пруд и Река»). <…>
Свет знаний, честный общеполезный труд — вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, — в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека.»(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют суть и смысл этой басни так:
«…В басне «Пруд и река», где под прудом и рекой подразумеваются люди с дарованиями, он [Крылов] указывает на то, что всякий недеятельный и ленивый усыпляет свои способности и дарования и со временем совсем их теряет, между тем как деятельный и трудолюбивый, подобно быстро текущей реке, за свои дела будет приобретать больше и больше славы. Тогда как о ленивом уже все позабудут, слава трудолюбивого будет жить еще очень долго.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни «Пруд и Река» заключается в следующем:
«Не в покое заключается счастье жизни, а в вечной полезной деятельности; не философствовать сквозь сон призван человек, а вечно двигаться вперед, подымая, как река, всякую тягость: для души нужно движение, чтобы она не покрылась плесенью.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни «Пруд и Река» таким образом:
«…Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях «Стрекоза и Муравей», «Пчела и Мухи», «Пруд и Река», «Обезьяна» и др.]…» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)
Такова мораль басни «Пруд и Река» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.