Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Роща и Огонь» Крылова была впервые опубликована в первом издании «Басен» в 1809 г. Точных данных о времени написания произведения нет.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Роща и Огонь» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Роща и Огонь» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Роща и Огонь» такова: нередко лицемеры втираются в доверие к добрым людям, притворяясь бескорыстными друзьями, но на деле ищут выгоды только для себя. Автор также напоминает о том, что нужно внимательно выбирать друзей и избегать дружбы с лицемерами и подлецами.
Сам Крылов поясняет мораль басни «Роща и Огонь» в ее последних строках:
«И нечему дивиться:
Как дереву с огнем дружиться?»
Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:
«Басня эта указывает нам на то, что не должно без разбора каждому доверяться: иной и Бог знает чего о себе наговорит, а бьется из того только, чтобы втереться к тебе, да твоим добром поживиться. Взялся, например, зажиточный мужичок за какое-нибудь большое, торговое дело — ну, да сам-то его не больно разумеет; вот и подвернулся к нему ловкий малый в приказчики… Посмотришь потом, сам-то он точно вышел в купцы, а хозяина по миру пустил, а не то еще и в тюрьму засадил.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров комментирует суть и смысл басни таким образом:
«…Своекорыстный друг предаст тебя, погубит, когда в том видит пользу для себя («Роща и Огонь», «Лев, Серна и Лиса», «Мальчик и Червяк»). <…> На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец — ко взаимной невыгоде обеих сторон.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют мораль басни так:
«…Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями.
В баснях «Котел и Горшок» и «Роща и Огонь» указано на то, что друзей надо выбирать равных себе и таких, которые бы не искали корысти от дружбы. Он высказал великую истину, сказав, что равенство в любви и дружбе — вещи святые.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Роща и Огонь» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.