Мораль басни «Свинья под дубом», краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл | Крылов

Мораль басни "Свинья под дубом", краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл | Крылов
«Свинья под дубом».
Художник И. Семенов

Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.

Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп («Пешеходы и Явор»), Лессинг («Дуб и Свинья»), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть и смысл.
Полный текст этой басни смотрит здесь.

 

 

Краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом»

Краткий пересказ басни «Свинья под дубом»

Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидящий на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе. Она остается при своем мнении и, судя по всему, продолжает вредить дубу.

Мораль басни «Свинья под дубом»

Мораль басни "Свинья под дубом", краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл | Крылов
«Свинья под дубом».
Иллюстрация К. И. Рудакова


Мораль басни «Свинья под дубом» заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:

«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

Также басня «Свинья под дубом» несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).

При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).

Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.

Мораль басни «Свинья под дубом», по мнению критиков, заключается в следующем:

«Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно. Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне «Свинья под дубом».» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. <…> Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью… («Свинья под дубом»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для воспитания в детях уважения к образованию:

«Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела… Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.»  (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Одной из ярких иллюстраций к басне «Свинья под дубом» может служить пьеса «Недоросль» Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться». Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.

Таковы мораль и краткое содержание басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий