Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Туча» была впервые опубликована в сборнике Крыловым в журнале «Сын Отечества» в 1815 г. Время написания басни неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Туча» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Туча» Крылова
Мораль басни «Туча» заключается в том, что по-настоящему добрые и великодушные поступки совершаются не ради похвалы, а ради реальной помощи нуждающимся. В своей басни Крылов осуждает такие человеческие недостатки, как лицемерие, эгоизм, глупость, безразличие, раздутое тщестлавие и самолюбие, неразумное отношение к деньгам и т.д.
По словам исследователей, Крылов направил эту басню против псковского губернатора князя Петра Ивановича Шаховского. Во время голода в своей губернии зимой 1811-1812 гг. губернатор Шаховской скрывал от начальства настоящее положение дел о голоде. Однако в августе 1812 г. Шаховской был награжден чином тайного советника.
Мораль басни также отражена в русских народных пословицах:
«Коли хорош, так не хвались, тебя и так заметят.»
«Лучше оставаться незаметным, чем выскочкой.»
«Не хвали себя, а старайся, чтобы другие хвалили тебя.»
«Если ты велик, будь скромен.»
«Дурак любит красное, а умный — ясное.» (красное — то есть красивое)
«Не столько соображает, сколько воображает.»
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют суть и смысл басни следующим образом:
«Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и «благодетелей», Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: «Добрая Лисица», «Кошка и Соловей», «Туча», «Мирон»… Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей. <…>
Туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своею щедростью. Не помогла краю, вымирающему от засухи, разбросала свои богатства там, где в них никакой нужды не было, и… хвалилась!
Мало ли богачи бросают денег по-пустому. Это, конечно, не хорошо. Но куда ни шло, если бестолково растрачивая свое имущество, они не суются в «благодетели»… А вот богатый бросил свое богатство в море — и хвастает, как бы ждет похвалы, уважения от людей!
Не так-то легко достается уважение. <…> Ни перед Богом, ни перед людьми не ценен дар, сделанный из тщеславия, или еще, пожалуй, в надежде получить медаль, крестик, чинишко, попасть на вид к важному лицу.
Не стоит уважения подрядчик, купец, что на показ отваливает капиталы в учреждения, и без того богатые… и не дает гроша на постройку храма, школы, приюта, на хлеб туда, где на сто верст кругом нигде ни помолиться, ни поучиться, ни больному, калеке, старику, сироте голову склонить; где голодному хлеба, погорелому бревна не добыть… Что грубой душей до людской нужды!
К тому же кто не знает, что добрая половину «пожертвований», сделанных с шумом, на показ, делается из денег, нажитых чужим потом, обидой, прижимкой…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть и смысл басни заключаются в следующем:
«Себялюбие, лицемерная и глупая доброта. <…> Естественно заботиться о себе, но следует думать и о других и не только желать, но и делать добро всем, особенно же обездоленным и беспомощным. <…> И добро надо делать умеючи: хороша милостыня во время скудости; бесполезно и бестолково расточать свои благодеяния там, где в них вовсе не нуждаются («Туча»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни «Туча» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.