Мораль басни «Волк и Кукушка» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Волк и Кукушка" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Волк и Кукушка» Крылова была впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1813 г. (кн. XIII). Дата создания произведения неизвестна.

В этой статье представлена мораль басни «Волк и Кукушка» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Волк и Кукушка» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Волк и Кукушка» заключается в том, что злые люди нередко винят окружающих в том, что вокруг много зла, но сами первые несут людям зло. Такие люди отказываются признавать свои недостатки, но охотно критикуют чужие. Подобные люди не могут ужиться ни с кем, но винят в этом только окружающих.

В этой басне Крылов высмеивает лицемерие, невежество, неспособность ценить добро.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«Чем нравом кто дурней,

Тем более кричит и ропщет на людей:

Не видит добрых он, куда ни обернется,

А первый сам ни с кем не уживется.» 

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко… хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их… <…>

Не видя своих недостатков, не замечая зла, какое мы другим приносим, мы не хотим понять, почему другие так дурно к нам относятся, и виним решительно всех, — кроме самих себя… («Волк и Кукушка»). <…> 

Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним… свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Поэт И. И. Хемницер видит суть и смысл басни в следующем:

«Такое волчье рассуждение частенько приходится слышать: «и тот зол и другой — житья нет от соседей; вот как перейду к тем, так там уж заживу спокойно… чудо люди!». А перешел к этим чудо-людям и там неладно стало. А отчего? Да оттого, что если у кого волчий нрав, так тот нигде, ни с кем не уживется. 

Аркадия, по древнему сказанию, была такая страна, в которой будто бы действительно реки молоком текли и волки с ягнятами дружили. Конечно, это сказка; такой страны… никогда не было… Для человека же с добрым нравом везде Аркадия, то есть страна покоя, потому что он со всеми уживется.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Педагог В. И. Водовозов комментирует эту басню так:

«Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является… в баснях: «Волк и Ягненок», «Волк и Кукушка», «Волк и Кот», «Кошка и Соловей», «Соловьи».» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Такова мораль басни «Волк и Кукушка» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий