Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Вороненок» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.
Крылов относил эту басню к числу своих «переводов или подражаний». Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена «Ворон, желающий подражать орлу», которая в свою очередь восходит к басне Эзопа «Соя и Пастух».
В этой статье представлены материалы о морали басни «Вороненок» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Вороненок» Крылова
Мораль басни «Вороненок» заключается в том, что неопытные плуты (воришки) нередко подражают более опытным, рассчитывая повторить их «успех»; однако из-за своей самонадеянности и жадности такие люди терпят поражение в своих преступных делах.
Судя по всему, в этой басне Крылов имеет в виду нечестных чиновников, которые воруют деньги из казны так откровенно и самонадеянно, что тут же попадают под подозрение полиции и общественности.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Нередко у людей то ж самое бывает,
Коль мелкий плут
Большому плуту подражает:
Что́ сходит с рук ворам, за то воришек бьют.»
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни следующим образом:
«…Он [Крылов] не просто осмеивал человеческие пороки. Каждая басня его была рождена современным ему событием — это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман («Вороненок»), на установившийся и освещенный веками обычай протаскивать на высокие места «своих человечков» («Совет Мышей»), на государственный совет… («Квартет»), на высокопоставленное аристократическое общество («Гуси», «Листы и Корни») и даже на самого императора Александра I («Воспитание Льва»).» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>
…Нам кажется, что мораль басен «Вороненок» и «Слон на воеводстве» лишена определенности и может вызвать собою различные толкования, в педагогическом отношении совершенно не желательные.» (Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни «Вороненок» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.