Мораль басни «Воспитание Льва» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Воспитание Льва" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Воспитание Льва» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Воспитание Льва» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Воспитание Льва» Крылова

Мораль басни «Воспитание Льва» заключается в том, что лучшее образование — это образование, которое можно применить на деле для пользы общества. И напротив, даже самые обширные теоретические знания могут быть бесполезны, если они не связаны с реальной жизнью и не применимы на практике.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, говоря о том, что Львы в первую очередь должны изучать особенности звериного быта, а не птичьего:

«…Что пользы нет большой тому знать птичий быт,

Кого зверьми владеть поставила природа,

И что важнейшая наука для царей:

Знать свойство своего народа

И выгоды земли своей.»

По словам В. В. Каллаша, в своей басне Крылов высмеивает традицию приглашать иностранных учителей для обучения русских дворян:

«Эта басню считали намеком на воспитание императора Александра I республиканцем Лагарпом, но подобные намеки вообще не в характере нашего баснописца, всегда уклончивого и осторожного. В современном обществе Крылов мог наблюдать много случаев воспитания, не соответствовавшего положению воспитываемых. Несомненно, этот общий вопрос он и затрагивает в своей басне. Самый образ «Воспитание «Льва», может быть, взят из басни Флориана «L’edication du lion», другого содержания.» («Полное собрание сочинений И.А. Крылова» / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1-4 Стихотворения и басни, 1905)

По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни заключается в следующем:

«Еще с начала прошлого века [то есть XVIII в.], когда у нас было мало было ученых людей, многие старались вызвать из-за границы людей ученых и умных для воспитания нашего юношества. К этому стремился император Петр I и его применики: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Велика. В то время высшей степени образования достигла Франция. Поэтому из Франции были вызваны к нам учителя для нашего юношества. Этим людям слепо доверили воспитание детей. Но выбор учителей был неудачен: они учили правильно говорить на своем языке, приучали думать и уважать чужое. Они учили уважать великих людей Франции, гордиться славой Франции и бояться за ее судьбу. Все это укоренилось так сильно, что даже правительство не могло ослабить такого сильного доверия к французам. Крылов, тронутый всем этим до крайности, написал по этому поводу свою замечательную басню: «Воспитание льва». <…>

Как поразительно метко сравнил он воспитание Льва Орлом с воспитанием русского юношества французами. Какая польза для русского знать нравы и обычаи чужой страны, а особенно для тех, которые, например, дети вельмож, приготовляются занять высокие должности и управлять народом? Заводить чужие обычаи и укоренять более нравы было бы столько же смешно и невозможно, как если бы Лев заставил своих зверей вить по-птичьему гнезда.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

И. В. Сергеев считает, что Крылов в своей басне имеет в виду образование императора Александра I (с этой точкой зрения согласны не все исследователи (см. выше)):

«…Он не просто осмеивал человеческие пороки. Каждая басня его была рождена современным ему событием — это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман («Вороненок»)… и даже на самого императора Александра I («Воспитание Льва»).» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Такова мораль басни «Воспитание Льва» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий