Левша в Англии. Художники Кукрыниксы |
Тульский оружейный мастер Левша является главным героем повести «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») Н. С. Лескова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Левши в произведении «Левша» Н. Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.
Краткое содержание «Левши»
Все материалы по «Левше»
Характеристика Левши в повести «Левша» Лескова
Левша — талантливый, искусный мастер из Тулы, один из лучших оружейников России:
«…оружейники три человека, самые искусные из них, один косой Левша…»
«…недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.»
«…три искусника ни на какой спрос не отпираются…»
Левша разбирается в «металлическом деле», то есть умеет работать с металлом:
«Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле…»
Левша — это прозвище героя, полученное им за то, что он все делает левой рукой — даже крестится. Настоящее имя героя неизвестно:
– А зачем же он левой рукой крестится? <…>
– Он – левша и все левой рукой делает.
Мастер Левша — бедный крестьянин:
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»
Оружейник Левша — малограмотный, необразованный человек, как и большинство крестьян:
«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. <…> У нас это так повсеместно…»
Левша живет в Туле в маленьком домике — «тесной хороминке»:
«…да всю крышу с маленького домика сразу и своротили… у мастеров в их тесной хороминке*…» (*от слова «хоромы»)
У Левши есть старенькие родители, о которых он говорит с любовью:
«…У меня, – говорит, – дома родители есть.»
«…тятенька* мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить…» (*тятенька — то есть отец)
Левша — холостяк, то есть состоит в «холостом звании»:
«…я еще в холостом звании.»
О внешности Левши известно, что он страдает косоглазием («косой Левша»), имеет на щеке родимое пятно, а на висках — выдранные волосы:
«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»
Бедный мастер Левша одевается скромно и носит стоптанную обувь:
«…на ходу крючки в кафтанах застегивают…»
«…за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина* отлетели…»
«Идет в чем был: в опорочках**, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
(*казакин — верхняя одежда, короткий кафтан, застёгиваемый на крючки; **опорочки — истоптанные башмаки; ***озямчик — русская старинная верхняя одежда.)
Левша — глубоко верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без Божьего благословения:
«…надо взяться подумавши и с Божьим благословением.»
«Туляки… известны также как первые знатоки в религии. <…> Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела…»
«Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться…»
Левша — хитрый человек. Он умеет «вилять умом», но делает это по-доброму и никому не причиняет зла:
«…туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил…»
«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»
«…ничто не брало этих хитрых мастеров…»
Левша — упорный, трудолюбивый человек. Он и два других мастера работают над блохой без перерыва несколько дней:
«…Сошлись они все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. <…> День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.»
Левша — решительный, смелый человек с чувством собственного достоинства. Он не конфузится, не теряется, когда его вызывают к императору:
«А Левша отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу.»
«…а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
Несмотря на свое косоглазие, мастер Левша способен выполнять удивительно тонкую работу:
«…слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают.»
«Тульские мастера, которые удивительное дело делали…»
Левша с другими мастерами подковывают английскую блоху, то есть прибивают ей на пятки подковы:
«…ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!..»
«…Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»
Среди трех тульских мастеров Левша — самый талантливый. Он выполняет самую тонкую работу: он выковывает не саму подкову для блохи, а гвоздики к подкове, и при этом ставит на гвоздиках свое имя:
«…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может.»
Левша — добрый, незлопамятный человек. Он прощает Платову его грубое обращение:
– Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. <…>
– Бог простит, – это нам не впервые такой снег на голову.
К сожалению, Левша хотя и гений, но в его таланте мало смысла без образования и условий для творчества:
«Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть…»
Левша предан своему отечеству и своей вере:
«…мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные.»
«…наша русская вера самая правильная…»
«…я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»
Левшу трудно сбить с толку и чем-либо прельстить:
«Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился…»
Император Николай I отправляет Левшу в Англию, чтобы тот отдал англичанам блоху с подковами:
«…государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию…, чтобы вез блоху особый курьер, … а при нем чтобы и Левша находился и чтобы он сам англичанам мог показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть.»
Возвращаясь из Англии в Россию, Левша пьянствует до «белой горячки» и серьезно заболевает. Прибыв в Петербург, он вскоре умирает:
«…все рассказал: какая у Левши болезнь и отчего сделалась.»
«Я эту болезнь понимаю, только немцы ее лечить не могут…»
Перед смертью Левша просит передать царю секрет о чистке ружей, но этот секрет так и не сообщают царю:
«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью Левша перекрестился и помер. <…> Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании.»
Левша — редкий талант, который в наше время трудно встретить:
«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований…»
Критика об образе Левши
«Истинно патриотическим самосознанием наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя, они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав, испросив благословение на свой труд у Николы Мценского.
В результате вдохновенной и «безотдышной» работы им и удается сотворить свое немалое чудо — подковать блоху. <…>
Однако … эти искусные люди, талантом которых возвышается …престиж России, …поставлены в положение, унизительное для их человеческого достоинства и гибельное для развития их дарований. Все они чрезвычайно зависимы от власти сильного, от той или иной фантазии, которая может прийти в голову начальствующему лицу… <…>
…немилосердным образом ведет себя Платов … <…> …он везет в столицу Левшу не как искусного мастера, а как заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости…
…на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других. В глазах писателя такой склад отношений — горе России. <…>
И все же, несмотря на горестный финал, общая концепция сказа о Левше имеет оптимистический смысл. При всей жестокости обстоятельств, в которых приходится «талантствовать» Левше, он обнаруживает … нравственное здоровье, чувство собственного достоинства, глубокую и искреннюю преданность интересам России.
Чувствуя, что умирает, он до последней минуты озабочен лишь тем, чтобы успеть передать царю секрет лучшего хранения оружия, то есть его последняя дума — дума о России. …тульский мастер… сумел сохранить «душу человечкину», и этот факт — большое и обнадеживающее чудо русской жизни.«
(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.