Платов и три тульских мастера. Художник А. Константиновский |
Донской казак Платов является одним из центральных персонажей повести «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова.
Казак Платов — это реальное историческое лицо. Граф Матвей Иванович Платов (1751 — 1818 гг.) был атаманом Донского казачьего войска, генералом от кавалерии и героем русских войн.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Платова в повести «Левша» Лескова: описание характера и личности героя в цитатах.
Краткое содержание «Левши»
Все материалы по «Левше»
Характеристика Платова в повести «Левша» Лескова
В повести «Левша» донской казак Платов сопровождает царя Александра I в поездке по Европе в 1814 году:
«…император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться… <…> при нем был донской казак Платов…»
Казак Платов — простой человек, вышедший «из низов». Он не умеет говорить по-французски:
«…особенно в больших собраниях, где Платов не мог по‑французски вполне говорить…»
«…и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения.»
Казак Платов участвовал в войнах против Наполеона:
«…мои донцы‑молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык* прогнали.» (*дванадесять язык — это войско Наполеона, см. «Непонятные слова в повести «Левша»)
Платов имеет множество орденов и наград за свою храбрость в сражениях:
«…сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах.»
«Платов встал, подцепил на себя ордена и пошел к государю…»
Платов — мужественный человек:
«Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?»
«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь…»»
Придворные служащие не любят Платова за его храбрость:
«А царедворцы <…> они его терпеть не могли за храбрость.»
Платов — сторонник всего русского, ему не нравятся иностранные изобретения. Платов верит, что русские мастера не хуже иностранных:
«…Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет…»
«Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит.»
Платов считает, что русские мастера могут превзойти англичан, если их обучать и создать им хорошие условия для жизни и работы:
«…государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия…»
Платов — хитрый человек, способный «вилять умом»:
«Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по‑донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили… <…> Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»
Хитрый Платов не любит упускать свое. Так, он крадет у англичан микроскоп, который те не отдали вместе с блохой:
«…а Платов <…> взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».»
Казак Платов имеет «простые чувства», то есть он, судя по всему, способен сочувствовать другим:
«Сходил бы ты лучше к казаку Платову – он простые чувства имеет.»
Платов требует, чтобы все делалось быстро:
«…а зубами так и скрипит – все ему еще нескоро показывается.Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала.»
Платов любит быструю езду. Его лошади несутся так быстро, что проскакивают мимо «остановочного места»:
«…нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся.»
Платов жестоко обращается с простыми людьми, в частности с ямщиками. Чтобы лошади скакали быстрее, он велит бить ямщика плетьми:
«Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.»
Платов бывает жесток и груб со своими подчиненными-казаками. Он «съедает их живьем», если те не успевают выполнить приказ:
«А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся.»
«Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит.»
Платов «напрасно обижает» оружейника Левшу и других тульских мастеров:
«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть…»
О внешности Платова известно, что у него горбатый нос и что он носит усы. Как истинный казак, Платов носит бурку (плащ из шерсти):
«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил…»
«…а тот идет <…> только из усов кольца вьет.»
У храброго казака Платова куцапые (грубые, короткие) пальцы и израненный в сражениях кулак:
«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить….»
«…показал кулак – такой страшный, багровый и весь изрубленный, кое‑как сросся…»
Храбрый казак Платов не боится врагов на войне, но при этом трусит в мирное время перед царями — Александром I и Николаем I:
«…спорить не смею и должен молчать.» (слова Платова царю Александру I)
«Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный.. <…> И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил…»
Платов старательно исполняет поручения царя, но при этом тут же забывает о простых людях. Так, Платов увозит Левшу в Петербург без документов. Когда Левша заболевает, его не принимают в больницах без паспорта и вскоре он умирает. В смерти Левши отчасти виноват и Платов:
«…как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак…»
«Привезли в одну больницу – не принимают без тугамента, привезли в другую – и там не принимают…»
Казак Платов — верующий человек. В путешествие по Европе он берет с собой «дорожный складень» — створчатую икону, чтобы молиться вне дома:
«…дерябнул хороший стакан, на дорожний складень Богу помолился…»
«…и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.»
По словам автора, император Николай I берет Платова к себе на службу не раньше 1825 года. На самом деле граф Платов умер еще при Александре I, в 1818 году (судя по всему, автор намеренно искажает эти факты):
«…по счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил.» (Платов при Николае I)
Из текст «Левши» известно, что старик Платов получает «пуплекцию» (апоплексический удар), уходит в отставку и живет в Петербурге. На самом деле «реальный» Платов перед смертью жил на Дону, где руководил Донским казачьим войском (эти факты автор тоже искажает намеренно):
«…я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают…»
Критика об образе Платова в повести «Левша»
А. Л. Волынский:
«В рассказе действует донской казак Платов, который всячески оттягивает государя от увлечения европейской культурой. Он разъезжает в коляске, запряженной буйными казацкими лошадьми…» (А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)
К. К. Михайловский:
«В рассказе действуют исторические лица — императоры Александр I и Николай I, генерал Платов, Нессельроде («Кисельвроде»), но они введены в столь явственное баснословие, что никому, конечно, и в голову не придет искать тут правды исторической.» (К. К. Михайловский, «Отклики», Т. 2, 1904 г.)
И. В. Столярова:
«…атаман Платов… ездил со «свистовыми казаками», которые садились обычно с нагайками по обе стороны от ямщика «и так его поливали без милосердия, чтобы скакал».
Столь же немилосердным образом ведет себя Платов и по отношению к тем самым тулякам, которым … доверил английскую блоху. Снедаемый страхом перед возможным гневом царя, … он в нетерпении посылает за мастеровыми… он везет в столицу Левшу не как искусного мастера, а как заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости…
Все подобные «мелочи» — проявление общего духа … русской жизни, в которой на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других.
В глазах писателя такой склад отношений — горе России.» (И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Платова в повести «Левша» Лескова: описание характера и личности героя в цитатах, критика о персонаже.