Ромашов и Хлебников. Художник П. Пинкисевич |
Повесть «Поединок» явлется одним из центральных произведений выдающегося русского писателя Александра Куприна.
В этой статье представлен анализ повести «Поединок» Куприна: суть, смысл и идея произведения.
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Поединок»
Анализ повести «Поединок» Куприна
В. В. Воровский:
«Свою молодость Куприн провел в армии: не удивительно, что военная среда оставила в нем немало сильных впечатлений, давших ему материал для целого ряда работ. <…>
…люди, обреченные на жизнь в этой среде, опускаются, опошляются. Лучшие из них либо спиваются, как Назанский, либо становятся чудаками, вроде Рафальского, превратившего свою холостую квартиру в зверинец. А сколько-нибудь честолюбивые напрягают все силы, чтобы попасть в академию и, если оставаться военным, то, по крайней мере, делать блестящую карьеру. Эта ограниченность и пошлость жизни армейского офицера где-нибудь в захолустье ярко и сильно изображена Куприным также в рассказе «Свадьба». <…>
…тоска по хорошей жизни Ромашовых — еще свежих, не заеденных пошлостью людей — не находит отклика в среде их сотоварищей. <…>
…Ромашов, мало-помалу понявший весь ужас и бессмыслицу окружавшей его жизни, задумывается над задачами человека.»
(В. В. Воровский, статья «А. Куприн», 1910 г.)
А. Белов:
«В период русско-японской войны он Куприн работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок»… В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. С огромной силой он показал жизнь офицерства, неспособного руководить армией, погрязшего в мелочных склоках, пьянстве, разврате. Повесть «Поединок» давала прямой ответ на вопрос о причинах поражения царской армии в войне с японцами.»
(А. Белов, статья «Крупнейший мастер русской прозы» в сбронике А. И. Куприн, «Анафема (Рассказы)», 1963 г.)
Статья в «Собрании сочинений Куприна в девяти томах»:
«Посвященная Горькому повесть «Поединок» (1905) — «главный, девятый вал» Куприна — одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала века.
…в буднях одного из бесчисленных армейских полков Российской империи Куприн увидел и заклеймил черты разложения и упадка, характерные для всего отжившего самодержавного строя. Накануне Цусимы, в дни тяжких поражений царской армии на русско-японских фронтах монологи Назанского об отсталом, опустившемся офицерстве, забывшем о нуждах страны и народа, звучали как политические воззвания.
Но, ненавидя и отрицая старое, Куприн сумел по-своему увидеть и отразить и то новое, что несла с собой приближавшаяся революция: пробуждение простого человека, стремящегося сбросить с себя классовый, сословный, кастовый гнет.
В «Поединке» воплотились не только типические стороны русской общественной жизни начала века, но и внутренние, глубинные процессы индивидуального бытия: «распрямление» личности, «психологическая подготовка» революции в широких демократических слоях.
История подпоручика Ромашова, которого казарменная неволя заставила задуматься о социальном неравенстве, о страданиях угнетенных, о смысле и цели жизни, завершается его гибелью.
Но финал «Поединка» не звучит пессимистически, как это было в «Молохе»… Ромашов гибнет, успев вступить на путь сопротивления старому миру, и эго сообщает повести, несмотря на ряд мрачных картин, оптимистическую перспективу. <…>
Сложная эволюция «прозревшего» героя изображена в «Поединке» в духе психологического реализма Л. Толстого, с развернутым воспроизведением «диалектики души», борьбы старого и нового в сознании человека. Но тонкий психологизм, а также добротная реалистическая бытопись сочетались в «Поединке» (и это одна из особенностей стиля данной повести) с прямым, декларативным, публицистическим выражением авторских идей. <…>
Для широких читательских масс Куприн остался автором «Поединка», этого «смелого и буйного» выражения освободительного подъема эпохи первой русской революции.»
(статья в «Собрании сочинений Куприна в девяти томах», том IV, 1964 г.)
Это был анализ повести «Поединок» Куприна: суть, смысл и идея произведения, анализ персонажей и сюжета.