Грушницкий и княжна Мери. Художник М. Врубель |
Юнкер Грушницкий является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Герой нашего времени» Лермонтова.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени», описание характера и внешности в цитатах.
Все цитаты о Грушницком взяты из главы «Княжна Мери» (часть 2 глава II романа).
Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова
Полное имя Грушницкого в романе не указано.
Известно, что он является молодым военным:
«Он только год в службе…»
Он небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:
«…накануне отъезда из отцовской деревни…»
«Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим…»
Воинское звание Грушницкого – юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:
«…Грушницкий – юнкер…»
«…я пари держу, что она не знает, что ты юнкер…»
«…он произведен в офицеры…»
Возраст Грушницкого – около 20 лет:
«…ему едва ли двадцать один год…»
Молодой человек является сослуживцем и приятелем главного героя романа Печорина:
«Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня…» (о Грушницком)
«…мы были когда‑то друзьями…»
О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:
«Выразительное лицо его…»
«Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год…»
«…крутит усы левой рукой…»
«…взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xoxoл…»
Грушницкий служит на Кавказе в К… в полку:
«…причина, побудившая его вступить в К. полк…»
Во время службы на Кавказе он получает ранение в ногу:
«В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание…»
Он имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:
«У него георгиевский солдатский крестик…»
«…сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…»
Он хорошо воспитан и соблюдает приличия:
«…знаешь, как-то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится…»
Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:
«…Грушницкий <…> громко отвечал мне по-французски…»
При этом он не очень хорошо танцует:
«Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…»
Грушницкий – милый, забавный человек:
«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут‑то он, я думаю, старается!..»
«…ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!..»
Он глуп, по мнению Печорина:
«…«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…»
«Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»
«Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..»
Он не разбирается в людях:
«…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…»
Он является слабохарактерным человеком:
«…но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»
Грушницкий – сентиментальный романтик:
«Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма…»
«…села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор…»
Он страстный человек:
«…даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал…»
«Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие…»
«…под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное…»
У него мало опыта в общении с женщинами в отличие от опытного сердцееда Печорина:
«…Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин…»
«…я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?..» (Грушницкий Печорину о себе)
Грушницкий – гордый человек:
«…признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких…»
«…его гордая походка…»
«Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель…»
Он самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:
«…Грушницкий самодовольно улыбнулся…»
«Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расxоxотаться, если бы это было согласно с моими намерениями…»
Грушницкий – самолюбивый человек:
«О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..»
«…особенно самолюбие его оскорблено…»
Он тщеславный человек. Он мечтает стать «героем романа» для какой-нибудь барышни:
«Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким‑то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель…»
Он не умеет слушать других людей, по мнению Печорина:
«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по‑видимому имеющую какую‑то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи…»
Грушницкий говорит вычурно и важно:
«Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания…»
«От княгини Лиговской, – сказал он очень важно…»
«Послушай, – сказал Грушницкий очень важно…»
Несмотря на свою глупость, он любит острить:
«Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом…»
«…довольный плохим каламбуром, он развеселился…»
Он любит декламировать, произносить громкие речи:
«…Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий…»
Он любит производить эффект на окружающих. Он любит «рисоваться» и ведет себя как актер:
«…он из тех людей… <…> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…»
«…Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне…»
Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, которую не обязан носить в его ситуации. Но он делает это, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:
«…носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель…»
«…Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении…»
«…да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем…»
«…носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель…»
«Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня…»
Когда Грушницкого производят в офицеры, он с гордостью носит свой офицерский мундир:
«…армейский пехотный мундир…»
«…явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxoл…»
Он трусливый человек, но хочет казаться храбрым:
«…Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!..»
«Трус! – отвечал капитан…»
«…шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…»
Грушницкий – мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:
«Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение…»
Он способен на подлость и обман:
«…но как признаться в таком подлом умысле?..»
«…оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности…»
«…не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку…» (Печорин о подлости Грушницкого)
«…Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить…»
Грушницкий способен на клевету. Так, он из мести распускает сплетни о княжне Мери, когда та отвергает его любовь:
«…вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы…»
«И вы не отказываетесь от своей клеветы?..»
«…прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка…» (Печорин Грушницкому о его клевете)
За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и там убивает его:
«Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее…»
«Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва…»
«…Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!..»
Это был цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, описание внешности и характера героя.