Композиция романа «Герой нашего времени»: хронология глав (порядок повестей)

Композиция романа «Герой нашего времени» является довольно необычной и сложной. Почему? Во-первых, главы в романе расположены в «неправильной» последовательности. Во-вторых, повествование ведется от имени трех рассказчиков: автора, Печорина и Максима Максимыча.

В этой статье представлен анализ композиции романа «Герой нашего времени»: хронология глав (порядок повестей).

— Краткое содержание романа
— Все материалы по «Герою нашего времени»

 

Композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых посвящена отдельному периоду в жизни главного героя Григория Печорина.
Всего в повести 5 глав и 2 предисловия.

Повествование в романе ведется от лица трех персонажей: автора, Печорина и Максима Максимыча:

  • Повесть «Бэла»: рассказчик  Максим Максимыч
  • Повесть «Максим Максимыч»: рассказчик  автор
  • Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»  рассказчик Григорий Печорин

 

Композиция романа "Герой нашего времени": хронология глав (порядок повестей)
Бал в романе «Герой нашего времени».
Художник П. Павлинов

Хронология повестей в романе «Герой нашего времени»

Главы в романе «Герой нашего времени» расположены в «неправильном» порядке. И эта особенность романа вызывает много вопросов у читателей.

К счастью, внимательный читатель сам может восстановить «правильный» хронологический порядок.

Ниже представлена таблица с «неправильным» и «правильным» порядком повестей «Героя нашего времени»:

«Неправильный» порядок повестей
(изначальный, авторский)
 «Правильный»
порядок повестей
(хронологический)
«Бэла»4
«Максим Максимыч»5
Предисловие к «Журналу Печорина»6
«Тамань»1
«Княжна Мери»2
«Фаталист»3

 

Хронологический порядок глав «Герой нашего времени»

Итак, настоящий, хронологический порядок глав «Героя нашего времени» выглядит так:

  1. «Тамань» (начало путешествия Печорина на Кавказ; по пути герой останавливается в Тамани)
  2. «Княжна Мери» (после участия в военной экспедиции Печорин едет на воды и живет в Пятигорске и Кисловодске)
  3. «Фаталист» (после дуэли Печорина ссылают в крепость к Максиму Максимычу; служа в крепости, Григорий отлучается в казачью станицу, где знакомится с Вуличем)
  4. «Бэла» (служа в крепости, Печорин крадет красавицу Бэлу из семьи; их роман длится несколько месяцев)
  5. «Максим Максимыч» (спустя 5 лет; уйдя в отставку, Печорин едет из Петербурга в Персию; по пути во Владикавказе он встречает старого знакомого Максима Максимыча)
  6. Предисловие к «Журналу Печорина» (смерть Печорина по дороге из Персии)

В таком порядке происходят события в жизни Григория Печорина, в частности по мнению таких исследователей, как В. А. Мнуйлов, Б. Т. Удотов и др.

«Фаталист» или «Бэла»  что случается раньше?

Важно понимать, что действие обеих глав  «Фаталист» и «Бэла»  пересекается между собой по времени: в обеих главах Печорин служит в крепости под начальством Максима Максимыча. Разногласие среди исследователей заключается в том, какая из этих двух глав идет первой в хронологическом порядке.

Некоторые литераторы ставят главу «Бэла» перед главой «Фаталист», то есть Печорин знакомится с Вуличем уже после гибели Бэлы. Данная версия имеет право на существование, но, на наш взгляд, она не является достаточно аргументированной. В пользу другой версии есть куда больше аргументов.

Почему сначала «Фаталист», потом «Бэла»?

Учитывая детали из текста, мы смеем утверждать, что хронологически глава «Фаталист» идет перед главой «Бэла». Вот какие аргументы на этот счет приводит профессор Б. Т. Удодов:

1. Состояние Печорина после смерти Бэли

«…Смерть Бэлы произвела на Печорина очень сильное впечатление, по свидетельству Максима Максимыча, он долго был нездоров, исхудал. Трудно поверить, что вскоре, оказавшись в казачьей станице, он утешался любовью хорошенькой дочки урядника Насти («Она по обыкновению дожидалась меня у калитки»).»

2. Совпадение времени года

«Судя по целому ряду деталей, похищение Бэлы произошло где-то в апреле — мае. Печорин прибыл в крепость осенью предыдущего года. Следовательно, наиболее вероятное пребывание Печорина в станице — зима, конец одного, начало другого года. О зиме (южной, разумеется) говорят и некоторые детали. Настя дожидается Печорина у калитки, «завернувшись в шубку, луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».»

3. Настроение Печорина в дневнике

«…«Фаталист» был записан [Печориным в дневник], очевидно, раньше истории с Бэлой. Об этом косвенно, но убедительно свидетельствует характер записей в «Фаталисте». В нем у Печорина есть еще искры надежды, он полон энергии и способен бросить дерзкий вызов жизни, бороться и страдать («еще не осушил чаши страданий»), не сдаваясь ни скуке, ни судьбе («Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает»). <…>

Совершенно иная тональность в «исповеди» Печорина Максиму Максимычу в конце истории с Бэлой. Именно здесь духовно хоронит себя Печорин: «Мне осталось одно средство: путешествовать… авось где-нибудь умру на дороге!»…»

4. Внимание Лермонтова к деталям

«Принимая во внимание заботу Лермонтова о тщательности всех реально-психологических мотивировок и деталей в романе, можно подумать, что все это не могло не учитываться писателем в его композиционно-хронологических построениях.»

(Источник: Б. Т. Удодов, «»Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Книга для учителя»», Москва, изд-во «Просвещение», 1989 г.; http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/udo/udo-001-.htm?cmd=p)

 

Почему нарушена хронология в романе «Герой нашего времени»?

Хронология в романе «Герой нашего времени» нарушена не случайно. Зачем же автор делает это?

Поверхностное знакомство с Печориным

В первых главах романа («Бэла» и «Максим Максимыч») Лермонтов знакомит читателя с Печориным. Мы видим образ главного героя глазами Максима Максимка и наши знания пока поверхностны. Со слов Максима Максимыча у читателей формируется не самое лестное мнение о Печорине.

Близкое знакомство с Печориным

В следующих главах («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») читатели узнают внутренний мир Печорина через его дневники. Здесь сам Григорий откровенно рассказывает о себе, своих недостатках, страхах и печалях. Эта откровенность подкупает и располагает к себе читателей. Характер Печорина со своими плюсами и минусами становится ближе и понятней, и мнение о герое несколько меняется.
В результате у читателей формируются сложные, противоречивые чувства к Печорину: его хочется уважать за откровенность, глубину и острый ум, но нельзя не осуждать за дерзость, циничность и жестокость.

Это были материалы о композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хронологии и порядке повестей (глав) в романе.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий