Крестьянин в голубой блузе. Художник Поль Сезам |
Акимыч является главным героем одноименного рассказа Евгения Носова «Акимыч», также известного под названием «Кукла».
В этой статье представлена цитатная характеристика Акимыча в рассказе Е. Носова «Акимыч» («Кукла»): образ героя, описание внешности и характера в цитатах.
Характеристика Акимыча в рассказе Носова «Акимыч» («Кукла»)
Акимыч является приятелем рассказчика. Герои видятся время от времени, когда рассказчик приезжает на рыбалку на реку Сейм:
«— Здорово, друг сердечный! — раскинул я руки, преграждая ему путь.» (рассказчик об Акимыче)
Акимыч живет в селении под поселком Липино. Судя по всему, имеется в виду Курская область, откуда сам автор родом:
«В не так далекое время любил я наведываться под Липино верстах в двадцати пяти от дома.» (рассказчик)
Возраст Акимыча не указан в тексте, но можно предположить, что ему 50-60 лет на момент эпизода с куклой. На момент написания рассказа, в 1985 г., Акимычу должно быть за 60 лет, учитывая, что в 1941 г. он мог отправиться на фронт 17-18-летний парнем.
О внешности Акимыча известно следующее:
«…и высыпал их в Акимычеву фуражку. Тот взял один непослушными, задубелыми пальцами…»
«…вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи…»
«…гляжу, а навстречу — Акимыч! Торопко гукает кирзачами. картузик. телогреечка внапашку…»
«Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…»
В прошлом Акимыч работал перевозчиком на реке Сейм, то есть переправлял людей с одного берега на другой:
«Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша за тайным рыбацким делом.»
В ту пору он жил в своем тростниковом шалаше на берегу реки. Рассказчик не раз ночевал у него в шалаше, когда приезжал рыбачить на реку:
«Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша…»
«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи.»
Со временем Акимыч перестает работать перевозчиком на реке. Вероятно, это связано с тем, что река зарастает тиной и мельчает и по ней невозможно перемещаться:
«Поехал и не узнал реки.»
«Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его стародавний речной перевоз…»
В итоге Акимыч устраивается работать сторожем и садовником в местную школу:
«— Так ты где сейчас, не пойму?
Все еще не приходя в себя. Акимыч кивнул головой в сторону школы.
— Ясно теперь. Сторожишь, садовничаешь.»
Судя по всему, в этот период какие-то негодяи сжигают тот самый шалаш Акимыча у реки:
««Уж не помер ли?» — нехорошо сжалось во мне. когда я набрел на обгорелые останки Акимычева шалаша.»
«— Гляжу. шалаш твой сожгли.
Вместо ответа он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо.»
Акимыч, как и сам рассказчик, любит рыбачить. Однако, когда река Сейм мельчает, рыбалка в ней становится невозможна. Это очень печалит рыбаков-любителей:
«И даже удочек не разматывай! Не трави душу. Не стало делов. Иваныч, не стало!» (Акимыч о невозможности рыбачить в Сейме)
Известно, что Акимыч служил на фронте во время Второй мировой войны, как и рассказчик:
«Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается. воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали бобруйский, а затем и минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце.»
На войне Акимыч получил контузию* и лежал в госпитале в Угличе. Теперь эта контузия уже много лет дает о себе знать. Так например, когда Акимыч сильно нервничает, он внезапно может потерять дар речи на несколько минут:
«Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.
Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч. побледнев, умолкал, мучительно, вытаращен но глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.»
*Контузия — общее поражение организма вследствие резкого воздействия воздушной, водяной или звуковой волны и т.д.
Судя по всему, такие приступы онемения случаются с Акимычем довольно часто:
«Акимыч. бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось. не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и. как всегда в таких случаях, намертво заклинило.» (описание очередного приступа)
«Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное. Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро.» (описание очередного приступа)
Добрый, небезразличный Акимыч не может без боли смотреть на изуродованных кукол. Это причиняет ему страдания. Как он сам предполагает, эта острая реакция связанна с тем, что на войне он видел много смертей и изувеченных тел и куклы напоминают ему живых людей. Для него издеваться на куклой — это как издеваться над живым существом:
«Так мне нехорошо видеть это!.. Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я челoвeчины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего.»
По словам доброго Акимыча, многие люди стали более терпимы к злу, дети учатся у них тому же. В итоге ожесточенные дети издеваются на куклами:
«Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай.»
Неравнодушный Акимыч не понимает, как люди могут спокойно проходить мимо изувеченных кукол. Ему это кажется чудовищным равнодушием:
«И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо — каждый по сво-им делам — и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству.»
По мнению Акимыча, учителя, которые спокойно проходят мимо изуродованных кукол на улице, вряд ли могут научить детей чему-то доброму и красивому:
«Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу. вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!»
Когда Акимыч находит на улице куклу со следами издевательств, он заботливо хоронит ее в отдельной могилке, как будто это погибший человек. Судя по всему, герой поступает так каждый раз, когда находит растерзанную куклу на улице. Он просто не может пройти мимо:
«Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне. Принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после это-го снова взялся за лопату.»
Похоронив очередную куклу, Акимыч с болью говорит рассказчику, что «всего не закопать». Другими словами, он понимает, что один он не справится с таким количеством зла в обществе:
«И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины. и проговорил с болью:
— Всего не закопать…»
Это была цитатная характеристика Акимыча в рассказе Евгения Носова «Акимыч» («Кукла»), образ героя, описание внешности и характера в цитатах. — Все материалы по рассказу «Акимыч»