Шура Шлезингер в романе «Доктор Живаго»: образ, характеристика, описание

Шура Шлезингер в романе "Доктор Живаго": образ, характеристика, описание
Шура Шлезингер
(актриса Инга Оболдина)

Шура Шлезингер является одной из ярких второстепенных героинь знаменитого романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Шуры Шлезингер в романе «Доктор Живаго»: описание персонажа в цитатах.

— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Доктор Живаго»

 

 

Шура Шлезингер в романе «Доктор Живаго»

Шура Шлезингер является знакомой главного героя Юрия Живаго. Шура дружит с тещей Юрия, Анной Ивановной Громеко. Судя по всему, Шура является дворянкой и вращается в кругу московской интеллигенции:

«С утра пришла надоедать Шура Шлезингер, закадычный друг Анны Ивановны, ее поверенная.»

О внешности Шуры Шлезингер известно следующее:

«Шура Шлезингер была высокая худощавая женщина с правильными чертами немного мужского лица, которым она несколько напоминала государя, особенно в своей серой каракулевой шапке набекрень, в которой она оставалась в гостях, лишь слегка приподнимая приколотую к ней вуальку.»

Подруги Шура и Анна Ивановна регулярно ссорятся, но тут же мирятся:

«В периоды горестей и хлопот беседы подруг приносили им обоюдное облегчение. Облегчение это заключалось в том, что Шура Шлезингер и Анна Ивановна говорили друг другу колкости все более язвительного свойства. Разыгрывалась бурная сцена, быстро кончавшаяся слезами и примирением. Эти регулярные ссоры успокоительно действовали на обеих, как пиявки от прилива крови.»

Шура была замужем несколько раз, но, судя по всему, не очень привязывалась к своим мужьями и быстро забывала их после разводов:

«Шура Шлезингер была несколько раз замужем, но забывала мужей тотчас по разводе и придавала им так мало значения, что во всех своих повадках сохраняла холодную подвижность одинокой.»

Она является теософкой, то есть увлекается мистицизмом и оккультизмом. При этом она хорошо знает православные традиции:

«Шура Шлезингер была теософка, но вместе с тем так превосходно знала ход православного богослужения, что даже toute transportee*, в состоянии полного экстаза не могла утерпеть, чтобы не подсказывать священнослужителям, что им говорить или петь. «Услыши, Господи», «иже на всякое время», «честнейшую херувим», – все время слышалась ее хриплая срывающаяся скороговорка.»

(* toute transportee — в восторге (фр.))

 

Шура знает много разной информации — судя по всему, как нужной, так и ненужной. Например, она знает, кто из ее знакомых с кем живет и т.д. Поэтому те приглашают ее судьей в разных серьезных ситуациях:

«Шура Шлезингер знала математику, индийское тайноведение, адреса крупнейших профессоров Московской консерватории, кто с кем живет, и бог ты мой, чего она только не знала. Поэтому ее приглашали судьей и распорядительницей во всех серьезных случаях жизни.»

Шура Шлезингер ничего не понимает в творчестве своего приятеля Юрия Живаго, но называет его гениальным:

«Ну, здравствуй! Молодец, молодец. Читала. Ничего не понимаю, но гениально. Это сразу видно. «

По мнению господина Веденяпина, Шура является дурой, которая увлекается галиматьей:

«…Николаем Николаевичем овладело страшное раздражение. <…> Вот что он записал.

«Весь день вне себя из-за этой дуры Шлезингер. Приходит утром, засиживается до обеда и битых два часа томит чтением этой галиматьи. Стихотворный текст символиста А. для космогонической симфонии композитора Б. с духами планет, голосами четырех стихий и прочая и прочая. Я терпел, терпел и не выдержал, взмолился, что, мол, не могу, увольте.»

Судя по всему, во время Февральской революцию Шура выступает на баррикадах и попадает в «предварилку» (место предварительного заключения):

«Пойдем как‑нибудь со мной, Юрочка. Я тебе людей покажу. Ты должен, должен, понимаешь ли, как Антей, прикоснуться к земле. Что ты выпучил глаза? Я тебя, кажется, удивляю? Разве ты не знаешь, что я старый боевой конь, старая бестужевка, Юрочка. С предварилкой знакомилась, сражалась на баррикадах. Конечно! А ты что думал? О, мы не знаем народа! Я только что оттуда, из их гущи. Я им библиотеку налаживаю.»

После Февральской революции 1917 г. Шура, судя по всему, примыкает к рабочему революционному движению и посещает собрания рабочих и крестьян:

«…явилась Шура Шлезингер. Она прямо с какого‑то собрания пришла в жакетке и рабочем картузе, решительными шагами вошла в комнату и, по очереди здороваясь со всеми за руку, тут же на ходу предалась упрекам и обвинениям.

– Здравствуй, Тоня. Здравствуй, Санечка. Все‑таки свинство, согласитесь. Отовсюду слышу, приехал, об этом вся Москва говорит, а от вас узнаю последнею. Ну да черт с вами. Видно, не заслужила.»

Увлеченная новыми идеями, Шура советует своим знакомым из профессорского круга тоже пообщаться с реальными рабочими, солдатами и матросами:

«Ах, господа, господа. Ничего-то вы не знаете, ничего не ведаете! Что на свете делается! Какие вещи творятся! Пойдите на какое-нибудь настоящее низовое собрание с невыдуманными рабочими, с невыдуманными солдатами, не из книжек. Попробуйте пикнуть там что-нибудь про войну до победного конца. Вам там пропишут победный конец! Я матроса сейчас слышала! Юрочка, ты бы с ума сошел! Какая страсть! Какая цельность!»

Это был цитатный образ и характеристика Шуры Шлезингер в романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак: описание персонажа в цитатах.

— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Доктор Живаго»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий