«Возвращение». Художник В. Н. Костецкий |
Рассказ «Возвращение» является одним из самых известных произведений известного русского писателя Андрея Платонова.
В этой статье представлен анализ рассказа «Возвращение» А. Платонова: суть, смысл, идея произведения.
Все материалы по рассказу «Возвращение»
Все материалы по творчеству Платонова
Анализ рассказа «Возвращение» А. Платонова
А. Платонов о своем произведении*:
«Идея пьесы ясна. Она заключается в изображении того, каким путем можно преодолеть одно из самых опасных последствий войны — разрушение семьи, где найти нравственную силу, которая сможет противостоять губительным страстям людей, и где находятся источники их истинной любви, любви, так сказать, второго поцелуя, которым люди обмениваются в знак верности и взаимного чувства на всю жизнь…»(Андрей Платонов, «Воспоминания», С. 457)
*Основная идея рассказа «Возвращение» была сформулирована самим Андреем Платоновым в заявке на киносценарий «Семья Ивановых», который, очевидно, писался до появления рассказа.
Н. М. Малыгина:
«Жертвенная готовность к самоуничтожению ради будущего была, по Платонову, условием осуществления высшей цели человечества. Способность человека к жертве воплощается в образе-символе «обнаженного сердца»… воссозданного в подлинном платоновском шедевре-рассказе «Возвращение», последнем рассказе, опубликованном при жизни писателя. <…>
Необходимость соприкосновения человека с миром «обнаженным сердцем» имела в творчестве Платонова и нравственное обоснование. Писатель чувствовал, что нужно достучаться до человеческого сердца, защищенного «корой эгоизма»… <…>
…сюжет рассказа «Возвращение»: вернувшись с фронта… Алексей Иванов оказывается настолько глух к своей семье, к собственным детям, что не сразу понимает, на какой зыбкой грани между жизнью и смертью существовали в его отсутствие жена и дети. Платонов глубоко переживал трагедию века: неспособность людей почувствовать и осмыслить окружающую реальность, заметить страдания близких.
В образе-символе «обнаженного сердца» заключена центральная идея платоновской философии жизни: соприкасаясь с миром «обнаженным сердцем», человек постигает его несовершенство, и только при этом условии может ощутить, что мир
нуждается в спасении.»
(Н. М. Малыгина, «Художественный мир Андрея Платонова», Москва, 1995 г.)
H. А. Бабкина:
«Произведения Платонова полны возвращений. <…> …В рассказе [«Возвращение»] … предметом изображения становится именно возвращение героя, а идея возвращения является центральной. <…>
Возвращение… Иванова двусмысленно с самого начала. Первое из его возвращений — это возвращение к сослуживцам: «…Иванов вернулся на попутной машине обратно в часть». До последней страницы рассказа возвращение капитана можно истолковать как путь обратно в армию, без которой он чувствует себя «осиротевшим».
Возвращение Иванова лишено эпической уверенности в достижении цели, вернее, кажется, что… оно конкретной цели вовсе не имеет. Это заставляет читателя сомневаться не только в возможности героя вернуться, но в самом наличии собственно возвращения в платоновском рассказе. Возможно, речь идет о мнимом, неосуществленном возвращении, раз герой колеблется между возвращением к семье и возвращением в армию, которая стала ему семьей за долгие четыре года войны, и в конце концов останавливается в буквальном смысле между ними? В основе возвращения, самого стремления вернуться лежит желание или… необходимость обрести нечто. <…>
Возвращение героя должно совершиться не в физической, а прежде всего в духовной плоскости. Поэтому появление капитана в доме не означает его возвращения: война для семьи Иванова и самого Алексея еще не закончилась, не обретен желаемый мир. Война продолжается постольку, поскольку не преодолены ее последствия, глубинные проявления, к числу которых относится вынужденное замещение сыном Иванова Петрушкой места отца. Петрушка… и сам является знаком продолжающейся войны, понятой как разрушение исконных структур бытия; за юмористическим в изображении этого героя проступает трагическое.
Преодолеть войну можно лишь усилием над собой, внутренним возрождением, возвращением. Фактически свое возвращение Иванов начинает только тогда, когда принимает осознанное, «внутреннее» решение вернуться и делает шаг навстречу своим детям, бегущим вслед за поездом. Подчеркнем: начинает, потому что финал рассказа остается по-платоновски открытым.
Отметим также, что капитан Иванов не единственный персонаж, которому в рассказе предстоит пройти трудной дорогой к возвращению. Внутреннее возвращение совершает и жена Иванова, не нашедшая утешения с другим… и его сын, вновь ставший ребенком в финальной сцене рассказа.
Возвращение, таким образом, тотально, все герои связаны его круговой порукой, поскольку «невозвращение» любого из них умножило бы неблагополучие в мире. Не неизбежность и вынужденность утраты (себя, родства, любви, в данном случае — в ситуации войны), а необходимость и нелегкие пути обретения становятся предметом размышления автора и мучительных усилий его героев.»
(H. А. Бабкина, очерк «Проблема возвращения в художественном мире Платонова», издание «Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы», книга 4, СПб, 2008 г.)
И. А. Спиридонова:
«Детство — одна из центральных тем Платонова. Писатель мыслил детство не просто начальной порой жизни, но более совершенной моделью человечества. <…>
В период Великой Отечественной войны тема детства присутствует в творчестве Платонова о первого («Броня», 1942) до последнего произведения («Возвращение», 1946). Детство — важная характеристика не отдельных героев, но всей системы персонажей. <…>
В военной прозе детство получает оценочный эпитет «святое» и предстает сакральным пространством жизни. Это не столько особый возраст, сколько особое «качество» жизни. Печатью «святого детства» отмечены лучшие герои Платонова. <…>
Гвардии капитан Иванов по возвращении домой не может (и не хочет) признать сына, «испорченного» жизнью. Как и Иванов, большинство героев Платонова испытывают страх и стыд при виде детей войны. Но стыд для души — целебная, хотя и горькая, пища. <…>
«Чудо» преображения войны в мир Платонов связывал прежде всего с «святым детством». Сюжетную реализацию концептуальной метафоры ребенок — слабая, но единственно живая ветвь на опаленном войной древе народной жизни — находим в рассказе «Возвращение». Мальчик Петрушка в нем сохраняет семью от разрушительных последствий войны. <…>
…Петрушка в рассказе «Возвращение» — дитя жизни. По обидному отцовскому определению, он — «отросток» («Вот вырос у нас отросток»). По сюжету — этой «слабой веточкой» спасено семейное древо жизни Ивановых. Петрушка в рассказе «Возвращение» — устроитель и спаситель домашнего очага, скрепляющий хрупкое здание семейных отношений камень (если вспомнить символику имени).
«Святое детство» — первая боль и последняя надежда Платонова. Тема детства в военной прозе Платонова охватывает огромный, драматически разноречивый материал…»
(И. А. Спиридонова, очерк «Метафора и метонимия в решении темы детства у Платонова» // «Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы», книга 3, СПБ, «Наука», 2004 г.)
Это был анализ рассказа «Возвращение» Андрея Платонова: суть, смысл, идея произведения.
Все материалы по рассказу «Возвращение»
Все материалы по творчеству Платонова