«Борис Годунов». Иллюстрация Е. Кибрик |
Для своего времени трагедия «Борис Годунов» была новаторским, оригинальным произведением в русской литературе. Оригинальность Пушкина проявилась в том числе и в композиции драмы.
В статье представлен анализ композиции драмы «Борис Годунов» Пушкина: взгляд профессора С. М. Бонди на особенности произведения.
Все материалы по драме «Борис Годунов»
Все материалы по творчеству Пушкина
Особенности композиции трагедии «Борис Годунов» Пушкина
«Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц.
С точки зрения развития этой идеи становится ясен и с первого взгляда разбросанный, непоследовательный ход драмы, чередование ее двадцати четырех сцен.
Первые четыре сцены (Шуйский и Воротынский, две народные сцены и первое появление избранного на царство Бориса) представляют собою нечто вроде пролога, события которого отделены пятью годами от основного действия трагедии. Здесь дана экспозиция драмы: недовольство Борисом готовых ко всяким козням бояр, равнодушие пока еще пассивного народа; зритель узнает и о давнишнем преступлении Бориса, играющем такую важную роль в его дальнейшем поведении.
В следующих четырех сценах (с 5-й по 8-ю) — завязка будущей борьбы Бориса с Самозванцем: Григорий в келье Чудова монастыря; рассказы Пимена, зарождающие в Григории замысел объявить себя Димитрием; побег через границу, обнаруживающий необыкновенную находчивость и смелость будущего Самозванца. Контрастом этой восходящей линии Григория является 7-я сцена («Царские палаты»), раскрывающая глубокий упадок духа Бориса, его разочарование, вызванное сознанием полного отчуждения и враждебности к нему народа и усугубленное угрызениями совести.
В дальнейших двенадцати сценах развертывается борьба Бориса и Самозванца, показанная в ряде последовательных разнообразных перипетий. Так как решающую роль в этой борьбе играет «мнение народное», то этой внутренней, подпольной стороне отведено столько же места, если не больше, чем прямым и непосредственным столкновениям. Сначала показано действие слухов о появлении Самозванца на недовольных бояр и на царя — сцены 9-я и 10-я; в обеих сценах высказываются опасения о поведении народа, когда до него дойдет весть о появлении Димитрия. Далее мы видим Григория в его новой роли и группирующиеся вокруг него силы самых разнообразных врагов Бориса (сцены 11-я — 13-я). В этих «польских» сценах Самозванец обнаруживает во всем блеске свою богатую и беспокойную натуру. Две параллельные сцены (14-я — «Граница Литовская» и 15-я — «Царская Дума») еще раз демонстрируют контрастные настроения в двух противных лагерях в момент, непосредственно предшествующий столкновению: радость, веселые надежды, высказываемые устами молодого Курбского, ведущего на Русь войско интервентов Самозванца, и слегка омраченные угрызениями совести; с другой стороны — угнетенное настроение в Москве, «тревога и сомнение» в народе. В последней сцене Борис впервые слышит гласное обвинение его в убийстве царевича…
В 16-й сцене происходит битва, кончающаяся победой Самозванца. Объяснение этой победы дается в репликах бегущих воинов Бориса…
В следующей картине («Площадь перед собором») на сцене снова народ — еще пассивный, но уже явно враждебный Борису… 17-я и 18-я сцены происходят в лагере Самозванца до и после сражения, окончившегося разгромом его войск. В словах пленного мы снова слышим невольное сочувствие Борисовых воинов Самозванцу…
Самозванец (который появляется в этой сцене в последний раз) показывает свое добродушие, простоту в обращении, бесстрашие, непреоборимую, даже после полного поражения, веру в окончательный успех своего предприятия, заражающую его приверженцев.
Эти две сцены, дающие картину делового, бодрого, несмотря на неудачу, настроения, товарищеских, простых отношений Самозванца с окружающими, сменяются мрачной картиной последнего дня Бориса. Сначала происходит разговор царя с Басмановым…
Далее следуют честолюбивые размышления интригана Басманова, прерванные суматохой среди бояр и появление умирающего Бориса, и, наконец, знаменитая сцена смерти Бориса — его предсмертное наставление сыну, присяга бояр и принятие схимы.
В трех последних сценах трагедии появляется во всей своей мощи главное действующее лицо драмы — народ. <…> В двух последних картинах действует народ как активная, решающая сила: в виде бунтующей, мятежной толпы в сцене у Лобного места… и как моральная сила грозной в своем единодушном осудительном молчании толпы в последней сцене.
Народ, увидевший, что и новый царь, Димитрий, начинает свое царствования с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — отказывается приветствовать этого царя. «Народ безмолвствует». Этими словами заканчивается трагедия «Борис Годунов».»
(профессор С. М. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)
Это был анализ композиции драмы «Борис Годунов» Пушкина: отзыв профессора С. М. Бонди об особенностях произведения.
Все материалы по драме «Борис Годунов»
Все материалы по творчеству Пушкина