Германн и Лиза. Художник М. Поляков |
Повесть «Пиковая дама» является одним из самых известных прозаических произведений Пушкина.
В этой статье представлена критика о повести «Пиковая дама» Пушкина: отзывы критиков, писателей, современников поэта, а также отзывы литераторов XX века.
Критика о повести «Пиковая дама» Пушкина
Запись в дневнике Пушкина:
«…Моя Пиковая дама в большой моде, — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся…» (Дневник Пушкина, 7 апреля 1834 г.)
Критик В. Г. Белинский:«..«Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства…»
Критик П. В. Анненков:
«..«Пиковая дама» произвела при появлении своём <…> всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…» (1955 г.)
Критик и поэт А. А. Григорьев:
«…леденящий, иронический тон слышен во всем том, в чем Пушкин касался так называемого большого света, от «Пиковой дамы» до «Египетских ночей» …, и никакой иронии у него не слышно в изображениях старика Гринева и Кирилы Троекурова: ирония неприложима к жизни, хотя бы жизнь и была груба до зверства. <…> Настоящий тон его светлой души был не иронический, а душевный и искренний…» (1862 г.)
Издатель и журналист А. А. Краевский:
«…В «Пиковой даме» герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе <…>; рассказ простой, отличающийся изящностью…»
Рецензия в газете «Северная пчела»:«…Содержание этой повести превосходное. Германн замечателен по оригинальности характера. Лизавета Ивановна — живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом важный недостаток (…) — недостаток идеи…» («Северная пчела», 1834 г., №192)
Писатель Ф. М. Достоевский:«…Пушкин… написал «Пиковую даму» – верх искусства фантастического. И вы верите, что Герман действительно имел видение…, а между тем в конце повести, то есть прочтя ее, Вы не знаете, как решить: вышло ли это видение из природы Германа или действительно он один из тех, которые соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов. <…> Вот это искусство!..»
(Письмо Ф. М. Достоевского к Ю. Ф. Абаза, 15 июня 1880 г.)
Литературовед М. Гершензон:
«…»Пиковая дама» — одна из замечательнейших русских повестей, достойная быть поставленной рядом, если не выше, с такими перлами, как «Тамань» Лермонтова и «Казаки» Л. Толстого. Нельзя достаточно надивиться на эту сжатость, стремительность, сосредоточенность рассказа, на эту ясность линий и целомудрие слога, словом на недосягаемую экономию средств, употребленных здесь поэтом для воплощения глубокой художественной идеи. Ни одной лишней черты, но всякая черта, как радиус, стремится к центру повествования; ни одного психологического описания, но все действие насыщено психологией; беспредельное напряжение сил, почти математическая художественная расчетливость — и ни малейшей нарочитости, но все течет естественно, как в самой жизни. Я не знаю ничего совершеннее, как завязка повести, нежели начало «Пиковой дамы»..»
Статья о Пушкине в «Литературной энциклопедии»:«…Пиковая дама» изображает светское общество, но ее главным героем оказывается человек, органически не связанный с этой средой. Герман как по своему происхождению, так и по тому реальному месту, которое он занимает в жизни, не является представителем дворянского общества. <…> Герман — это образ «мещанина», который хочет победить жизнь, властвовать над нею. Цель его стремлений — деньги, которые приносят с собой все. Намеченной цели Герман подчиняет до конца свою жизнь. <…> И в то же самое время Герман готов любой ценой добиться своего. Мнимая любовь к Лизавете Ивановне — лишь средство для выполнения задуманного плана. Германа не останавливают в его стремлении к богатству никакие препятствия — он идет на преступление. Для Пушкина этот умеренный, ограниченный «мещанин» с дерзновенными замыслами… представляется органическим продуктом новой действительности, города и капитализма, ее существенной частью. Мораль этого человека страшит Пушкина…»(Статья «А. С. Пушкин» в «Литературной энциклопедии» в 11 томах, том 9, М., 1929—1939)
Это была критика о повести «Пиковая дама» Пушкина: отзывы критиков и писателей, современников поэта, а также отзывы литераторов XX века.