«Помпадуры и помпадурши» — это цикл сатирических рассказов выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен анализ цикла рассказов «Помпадуры и помпадурши» Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения.
Анализ «Помпадуры и помпадурши» Салтыкова-Щедрина
А. М. Скабичевский:
«…в «Истории одного города», как и в «Помпадурах и помпадуршах», стрелы Щедрина направляются не на одних выводимых градоначальников. Сатирик выводит их уродливыми, безобразными и карикатурными, вовсе не полагая в то же время в них альфу и омегу всех бед и зол русской жизни. Более всего бичует он толпу обывателей, забитых, униженных, пресмыкающихся глуповцев, чуждых всякой инициативы и самостоятельности и вечно являющихся одними и теми же бессловестными, подловато-угодливыми Молчалиными. Против этой-то… инертности и направлены более всего бичи щедринской сатиры.»
(А. М. Скабичевский «История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.», Санкт-Петербург, 1909 г.)
Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:
«Природу правительственной власти в самодержавно-монархическом государстве раскрывают преимущественно два произведения Щедрина «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города».
Слово «помпадур» происходит от имени исторического лица — маркизы де Помпадур, возлюбленной бесхарактерного французского короля Людовика XV, которая не только отличалась крайней распущенностью нравов, но и постоянно вмешивалась в дела государственного управления, действуя самочинно и самоуправно, в частности раздавая по своему усмотрению высокие должности.
Называя российских губернаторов «помпадурами», Салтыков-Щедрин, с одной стороны, намекал на то, что они получают губернаторские места не по заслугам, а благодаря протекции… с другой стороны подчеркивал, что в своей административной деятельности они руководствуются помпадуровскими методами, т.е. поступают самочинно и самоуправно, не считаясь ни с законами, ни с интересами вверенного им населения.
Помпадуровская галерея Салтыкова-Щедрина довольно значительна. Составляющие ее образы обрисованы необычайно ярко и сочно. Наряду с образами помпадуров старых… Салтыков изображает и помпадуров новых, молодых, пореформенного типа. По большей части, это — дворянские сынки, шалопаи. Живя в долг, ибо доходов… им не хватает на ресторанные кутежи, они в конце концов вынуждены искать доходов от государственной службы. А помпадурство приносит большие деньги.
Потрясающе невежественные, до ужаса легкомысленные, абсолютно лишенные сознания гражданского долга, — они быстро становятся примерными помпадурами, ибо в совершенстве усваивают то основное требование, которое предъявляет к помпадурам высшая власть — пресекать «бунты» и выколачивать у крестьян недоимки. И старые и молодые помпадуры с одинаковым усердием выполняют это требование. Таким образом, «помпадуры», по Салтыкову, это худшие представители своего класса, это подлинные враги народа.»
(«М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях», сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)
Это был анализ цикла рассказов «Помпадуры и помпадурши» Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения.