М. Е. Салтыков-Щедрин |
Произведение «Христова ночь» входит в «сказочный цикл» великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен анализ сказки «Христова ночь» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль произведения.
Анализ сказки «Христова ночь» Салтыкова-Щедрина
А. С. Бушмин:
«…даже картины природы запечатлели в себе великую скорбь о крестьянской России, задавленной грозной кабалой. На темном фоне ночи взор автора улавливает прежде всего «траурные точки деревень», «безмолвствующий проселок», многострадальные массы людей «серых, замученных жизнью и нищетою, людей с истерзанными сердцами и поникшими долу головами» («Христова ночь»). <…>
…среди… сказок есть такие, которые посвщены преимущественно осмеянию и отрицанию морали эксплуататоров. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и Пороки», «Дурак», «Баран-непомнящий», «Христова ночь», «Рождественская сказка», «Приключение с Крамольниковым». <…>
Как и в сказке «Дурак», любовь к ближнему в ее социалистической трактовке — основной мотив «Христовой ночи» и «Рождественской сказки». Мотивом любви к ближнему и «религиозной» формой его художественного воплощения эти два произведения Салтыкова больше всего напоминают народные рассказы и сказки Льва Толстого. <…>
Салтыкову не свойственна апелляция к религии и церкви, он прекрасно понимал и неоднократно разоблачал в своей сатире их реакционную сущность. В связи с этим на первый взгляд кажется неожиданным, что в сказочном цикле писатель дважды — в «Христовой ночи» и «Рождественской сказке» — прибегает к религиозно-мифологическим образам и формам христианской проповеди.
Идеи, развиваемые в этих произведениях, посвященных моральным проблемам, в сущности глубоко враждебны религиозным догматам. С точки зрения новой морали Салтыков обличает такие характерные явления 80-х годов, как предательство и политическое ренегатство («Христова ночь»), и призывает к гражданскому подвижничеству («Рождественская сказка»).
Почему же Салтыков прибегнул к «религиозной форме», не соответствующей сущности его социального и поэтического мировоззрения? <…>
Салтыков сознательно шел в данном случае на некоторый ущерб развитию своих взглядов для того, чтобы обойти формально-уставные рогатки цензуры. Рассматриваемые произведения он готовил для «пасхальных» и «рождественских» номеров «Русских ведомостей» с очевидным намерением не выходить из традиционных рамок таких праздничных публикаций. <…>
Все — и приуроченность произведений к церковным праздникам, и проповедническая тональность повествования, и евангельская облицовка образов — все свидетельствует о том, что «Христову ночь» и «Рождественскую сказку» Салтыков предназначал в первую очередь для широкого круга читателей, приноравливая образы и стиль к уровню их сознания, находившегося во власти религиозных представлений. Новое вино было влито в старые мехи.
И хотя основной смысл этих «религиозных» по форме произведений не имеет в себе ничего религиозного, все же цель их написания заключалась не специально в борьбе с религией… и не в приобщении писателя к религиозным настроениям… а исключительно в стремлении Салтыкова провести наиболее доступным образом свои взгляды в широкую читательскую среду.
К этому прибегали и другие литературные современники Салтыкова. <…> Это прежде всего народные рассказы Толстого («Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях»)… Короленко… Лескова. Общим для авторов всех этих произведений является стремление воздействовать на «простонародье», на того читателя, сознание которого находилось под воздействием религиозной идеологии. <…>
Если у Толстого, Гаршина и Лескова выбор формы религиозного сказания в известной мере диктовался внутренним содержанием развиваемого учения, то для Салтыкова и Короленко эта форма была лишь свое образной художественной тактикой.»
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)
А. М. Скабичевский:
«…две сказки, «Христова ночь» и «Рождественская сказка», — преисполнены религиозного пафоса и представляют своего рода profession de foi* (*совокупность взглядов) автора. Эти две сказки заслуживают тем большего внимания, что составляют противоположный полюс относительно всех остальных. Если они не были написаны, остальные сказки давали бы повод предполагать, что Салтыков под конец жизни сделался скептиком и пессимистом, утратил веру в людей и в возможность торжества правды, и в основе жизни поставил неумолимо жестокий закон борьбе за существование, признавши его фатальную и жестокую неизбежность.
(А. М. Скабичевский «История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.», Санкт-Петербург, 1909 г.)
Это был анализ сказки «Христова ночь» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль произведения.