Анализ сказки «Медведь на воеводстве»: идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод

Анализ сказки "Медведь на воеводстве": идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод
Художник Н. Е. Муратов

Сатирическая сказка «Медведь на воеводстве» входит в «сказочный цикл» великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен анализ сказки «Медведь на воеводстве»: идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод из произведения.

 

 

Анализ сказки «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина

Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:

«В сказке «Медведь на воеводстве» вопрос о крестьянской революции поставлен гораздо конкретнее и острее. Недаром над этой сказкой в течение многих лет тяготел цензурный запрет.

Бессмысленные «кровопролитства», учиняемые воеводой «Топтыгиным 2-м», символизирующим активно-реакционные методы управления, вынудили мужиков вооружиться… и соответственным образом «уважить» насильника и самоуправцы… «.
Топтыгин 3-й» оказался умнее своего предшественника: никаких особенных злодейств он не совершал, а лежал у себя в берлоге, довольствуясь приносимыми ему дарами. Но поскольку «Топтыгин 3-й» символизирующий пассивно-либеральные методы управления, поддерживает установившийся в лесу грабительский «порядок», и ему, в конце концов, не избежать гибели…»

(«М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях», сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)

Б. Я. Бухштаб:

«Неопытному читателю сказки Щедрина часто кажутся странными, слишком мудреными. Идет, скажем, речь о жизни пискаря. <…> Что за странное смешение человечьей и рыбьей жизни! <…> …сказки Щедрина подчеркнуто-иносказательны. <…>

В сказке «Медведь на воеводстве» царь-лев, по рекомендации своего главного советника осла, посылает в лес бравых медведей, чтобы они усмиряли мелкое зверье, «лесных мужиков», посредством «злодейств» и «кровопролитиев». Но лесной народ этих наезжих медведей либо в грош не ставит, либо убивает. <…>

Писать что-нибудь подобное прямо о царе и его министрах, о крестьянских восстаниях и «усмирениях» было бы бесполезно; это нельзя было бы напечатать. А написанное «езоповым языком» — рано или поздно, в урезанном или искаженном виде — но все же печаталось.

Но «езопов язык» не только оборонял от цензуры, он придавал обличениям Щедрина особую силу и меткость.

Мы видели, как Щедрин царского советника изобразил в видел осла, а «воеводу» — в виде медведя. Этим он дал яркую оценку уму царских министров и такту «усмирителей». <…>

Царь Александр III, в царствование которого написаны основные сказки Щедрина, был малограмотен, резолюции на докладах своих министров он писал с ошибками. Щедрин жестоко издевается над незадачливым царем… <…>

О царях полагалось говорить особым «возвышенным» языком. Нельзя было просто сказать, что царь что-нибудь написал, а надо было говорить «собственноручно начертал». Это выражением Щедрин и пародирует своим «собственнолапно нацарапал», чтобы каждому было ясно, что здесь имеется в виду. »

(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге «Сказки» Салтыкова-Щедрина, изд-во «ДЕТГИЗ», 1946 г.)

 

 

 

Я. Эльсберг:
«В сказочно-фантастическую форму Щедрин вкладывает огромное реалистическое содержание. <…> Умение показать в малом большое, найти в быту политику является отличительной чертой творчества Щедрина. <…>

Щедрин в своих «Сказках» обличил все господствующие и эксплуатирующие классы. В сказках «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат» Щедрин направил острие своей сатиры против царизма с его жестокостью и дикостью. <…>
…у Щедрина… медведь становится представителем царской власти, которую в сказке олицетворяет лев. Щедрин наполняет политическим содержанием образ Топтыгина, выражающего дикую жестокость политики царской бюрократии, с ее жаждой «кровопролитиев» и враждебностью народу, гнев которого неуклонно растет. »

(вступительная статья Я. Эльсберга, «Рассказы, очерки, сказки», М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во «Детгиз», 1951 г.)

А. С. Бушмин:

«Резкостью сатирического нападения непосредственно на правительственные верхи самодержавия выделяется «Медведь на воеводстве». Сказка, издевательски высмеивающая царя, министров, губернаторов, напоминает тему «Истории одного города», но на этот раз царские сановники преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах.
В сказке выведены трое Топтыгиных. Первые два ознаменовали свою деятельность по усмирению «внутренних врагов» разного рода злодействами. Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших «блеска кровопролитий», добродушным нравом. Он ограничил свою деятельность только соблюдением «исстари заведенного порядка», довольствовался злодействами «натуральными». Однако и при воеводстве Топтыгина 3-го ни разу лес не изменил своей прежней физиономии. <…>
Причина народных бедствий заключается, следовательно, не в злоупотреблении принципами власти, а в самом принципе самодержавной системы. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении их вообще, т. е. в свержении самодержавия, как антинародной и деспотической государственной формы. Такова основная идея сказки. <…>
Сказки «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат», метившие в высшие административные сферы, при жизни писателя не были допущены цензурой к опубликованию, по они распространялись в русских и зарубежных нелегальных изданиях и сыграли свою революционную роль.»

(А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980. Глава 21)

««Медведь на воеводстве» (1884) — сатира на административные принципы самодержавия. <…> …где царские сановники преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах. <…>
В сказке «Медведь на воеводстве» самодержавная Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп в состоянии непрекращающейся междоусобной войны. <…>

В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков называет Топтыгина «скотиной», «гнилым чурбаном»… «негодяем» и т. п.— все это без применения звериной маски было бы невозможно сделать по отношению к царским сановникам, которых сатирик имеет в виду в данном случае.»
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)

Это был анализ сказки «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина: идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод из произведения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий