Алексей Вронский в ресторане. Художник М. Щеглов |
Алексей Вронский является одним из центральных персонажей романа «Анна Каренина» Толстого.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алексея Вронского в романе «Анна Каренина»: описание внешности, характера, личности, биографии героя.
Характеристика Алексея Вронского в романе «Анна Каренина»
Полное имя героя — Алексей Кириллович Вронский:
«Граф Алексей Кириллович Вронский.»
«Вронский – это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского…»
Алексей Вронский — граф, молодой гвардейский офицер, флигель-адьютант. Он является представителем «золотой молодежи» Петербурга:
«Выйдя очень молодым блестящим офицером из школы…»
«…один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской.»
Вронский — очень богатый молодой человек с большими связями. Он ведет роскошную и беззаботную жизнь в Петербурге:
«Страшно богат, красив, большие связи…»
«Очень богат, умен, знатен…»
«…этот человек, огромно богатый…»
«…после роскошной и грубой петербургской жизни…»
«…Вронский испытывал приятное чувство возвращения к привычной и беззаботной петербургской жизни.»
«…я бы поставил его на барьер, этого франта.»
О внешности Вронского известно следующее:
«Вронский был невысокий, плотно сложенный брюнет, с добродушно‑красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с иголочки нового мундира, все было просто и вместе изящно»
«…красивые глаза его особенно нежно заблестели, и с чуть заметною счастливою и скромно‑торжествующею улыбкой (так показалось Левину), почтительно и осторожно наклонясь над нею, он протянул ей свою небольшую, но широкую руку.»
«Вронский посмотрел с удивлением на князя своими твердыми глазами…»
«Она живо вспомнила это мужественное, твердое лицо…»
«Вронский молчал, и красивое лицо его было серьезно, но совершенно спокойно.»
«И на лице Вронского, всегда столь твердом и независимом…»
«…закатывался своим здоровым смехом, выставляя свои крепкие сплошные зубы…»
«…смеясь и выставляя свои сплошные зубы, сказал Вронский.»
«…показывая свои сплошные зубы.»
«…он с гордою и веселою, игравшею под его усами улыбкой опустил бинокль…»
«Вронский действительно преждевременно начинал плешиветь. Он весело засмеялся, показывая свои сплошные зубы, и, надвинув фуражку на лысину, вышел и сел в коляску.»
«…легко, твердо положил свое сбитое тело на скрипящее кожей седло.»
«…покручивая кончики усов так осторожно…»
«Он, молча сжав свои широкие скулы, смотрел на нее…»
«…сказал Вронский, выставляя дружелюбною улыбкой свои крепкие белые зубы.»
«…улыбкой открывая свои крепкие белые зубы.»
У Алексея Вронского мягкий и спокойный голос:
«…и негромкий, мягкий и спокойный голос отказывавшегося Вронского.»
У Вронского простая, спокойная, добродушная, открытая улыбка:
«…сказал он, улыбаясь своею простою и открытою улыбкой…»
«…отвечал Вронский с своею спокойною добродушною улыбкой.»
Алексей Вронский — добрый, милый, простой, образованный, умный и способный человек, которого ждет блестящая карьера:
«И он представлял себе Вронского, счастливого, доброго, умного и спокойного, никогда, наверное, не бывавшего в том ужасном положении, в котором он был нынче вечером.»
«…вместе с тем – очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый. Как я его узнал здесь, он и образован и очень умен; это человек, который далеко пойдет.»
«Очень богат, умен, знатен, на пути блестящей военно‑придворной карьеры и обворожительный человек.»
«…он был очень прост и мил…»
«…с прекрасным образованием и способностями, с открытою дорогой ко всякого рода успеху и честолюбия и тщеславия…»
«Он, как человек с очень добрым сердцем, сердился редко…»
Алексей Вронский никогда не торопится и не теряет самообладания:
«Переодевшись без торопливости (он никогда не торопился и не терял самообладания), Вронский велел ехать к баракам.»
Вронский — спокойный, дружелюбный человек:
«…он был в высшей степени светский и спокойный человек…»
«…это благородное спокойствие и светящуюся во всем доброту ко всем…»
«Вронский встал и, дружелюбно глядя в глаза Левину, пожал ему руку.»
«…переводя с одного на другого свой спокойный и дружелюбный взгляд…»
«Куда делась его всегда спокойная, твердая манера и беспечно спокойное выражение лица?»
Алексей Вронский — энергичный и смелый молодой человек:
«Pluck, то есть энергии и смелости, Вронский не только чувствовал в себе достаточно, но, что гораздо важнее, он был твердо убежден, что ни у кого в мире не могло быть этого рluck больше, чем у него.» (the pluck — в пер. с англ. смелость)
Вронский — правдивый, честный человек:
«Он правдив, он честен, он любит меня. Я люблю его…»
«…случаи необходимости лжи и обмана, которые были так противны его натуре…»
Алексей Вронский — «рыцарь», человек, способный на благородные и великодушные поступки:
«…но все‑таки видно, что это рыцарь… Ну, например, она рассказывала, что он хотел отдать все состояние брату, что он в детстве еще что‑то необыкновенное сделал, спас женщину из воды. Словом, герой, – сказала Анна…»
Алексей Вронский ненавидит беспорядок:
«Вронский, несмотря на свою легкомысленную с виду светскую жизнь, был человек, ненавидевший беспорядок.»
«Для того чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела.»
Вронский — решительный человек:
«Он со свойственною ему решительностью характера, ничего не объясняя и не оправдываясь, перестал заниматься живописью.»
У Вронского есть набор своеобразных правил, которым он неизменно следует. Эти правила нельзя считать безупречными, но он исполняет их:
«…у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно. Правила эти несомненно определяли, – что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, – что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, – что обманывать нельзя никого, но мужа можно, – что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову.»
Вронский — честолюбивый человек. Он с детства мечтал сделать блестящую карьеру:
«Честолюбие была старинная мечта его детства и юности, мечта, в которой он и себе не признавался, но которая была так сильна, что и теперь эта страсть боролась с его любовью.»
«…точившего его червя честолюбия…»
Вронский одинаково хорошо относится к людям разных положений:
«Он был ровен и неискателен с высшими, был свободен и прост в обращении с равными и был презрительно добродушен с низшими. Вронский сам был таковым и считал это большим достоинством…»
«…простые, ровные ко всем отношения, очень скоро заставившие большинство дворян изменить суждение о его мнимой гордости.»
По мнению Анны Карениной, Вронский — богатая натура. Все, за что он берется, он делает отлично:
«…он страстно увлекся хозяйством. Впрочем, это такая богатая натура! За что ни возьмется, он все делает отлично.»
«…раз взявшись за дело, хочется его сделать. Борьба! – сказал он…» (Вронский о себе)
По мнению Долли Облонской, Вронский — милый, хороший человек:
««Да, это очень милый, хороший человек», – думала она иногда, не слушая его, а глядя на него и вникая в его выражение и мысленно переносясь в Анну. Он так ей нравился теперь в своем оживлении, что она понимала, как Анна могла влюбиться в него.»
Алексей Вронский получил образование в Пажеском корпусе, престижном военном училище для дворян:
«…был воспитан в Пажеском корпусе.»
У Вронского есть мать и старший брат. Вронский не любит и не уважает свою мать за ее легкомысленное поведение и многочисленные любовные связи. Вронский почти не помнит своего отца, который, судя по всему, умер много лет назад:
«Ты считаешь Вронского аристократом, но я нет. Человек, отец которого вылез из ничего пронырством, мать которого Бог знает с кем не была в связи…»
«Вронский никогда не знал семейной жизни. Мать его была в молодости блестящая светская женщина, имевшая во время замужества, и в особенности после, много романов, известных всему свету. Отца своего он почти не помнил…»
«Он в душе своей не уважал матери и, не отдавая себе в том отчета, не любил ее, хотя по понятиям того круга, в котором жил, по воспитанию своему, не мог себе представить других к матери отношений, как в высшей степени покорных и почтительных, и тем более внешне покорных и почтительных, чем менее в душе он уважал и любил ее.»
Алексей Вронский живет в своей большой квартире на Морской улице в Петербурге. В его квартире всегда собираются приятели-офицеры:
«Уезжая из Петербурга, Вронский оставил свою большую квартиру на Морской приятелю и любимому товарищу Петрицкому.»
«Квартира Вронского всегда была притоном всех офицеров.»
Вронскому нравится посещать театр Буфф в Петербурге:
«Откуда я? – отвечал он на вопрос жены посланника. – Что же делать, надо признаться. Из Буфф. Кажется, в сотый раз, и все с новым удовольствием. Прелесть! Я знаю, что это стыдно; но в опере я сплю, а в Буффах досиживаю до последнего конца, и весело.»
У Вронского есть способность к живописи. Он собирает гравюры, а также сам рисует на досуге:
«Так как смолоду у него была способность к живописи и так как он, не зная, куда тратить свои деньги, начал собирать гравюры, он остановился на живописи, стал заниматься ею…»
«У него была способность понимать искусство и верно, со вкусом подражать искусству…»
«…он начал писать портрет Анны в итальянском костюме, и портрет этот казался ему и всем, кто его видел, очень удачным.»
«Увлечение Вронского живописью и средними веками продолжалось недолго. Он имел настолько вкуса к живописи, что не мог докончить своей картины. Картина остановилась.»
Алексей Вронский увлекается лошадьми:
«Кроме занятий службы и света, у Вронского было еще занятие – лошади, до которых он был страстный охотник.»
Алексей Вронский любит военную службу. Сослуживцы любят и уважают Вронского за его личные качества:
«Полковые интересы занимали важное место в жизни Вронского и потому, что он любил полк, и еще более потому, что его любили в полку. В полку не только любили Вронского, но его уважали и гордились им, гордились тем, что этот человек, огромно богатый, с прекрасным образованием и способностями, с открытою дорогой ко всякого рода успеху и честолюбия и тщеславия, пренебрегал этим всем и из всех жизненных интересов ближе всего принимал к сердцу интересы полка и товарищества. Вронский сознавал этот взгляд на себя товарищей и, кроме того, что любил эту жизнь, чувствовал себя обязанным поддерживать установившийся на него взгляд.»
Вронский страстно влюбляется в замужнюю даму Анну Каренину, которая отвечает ему взаимностью. Влюбленные тайно встречаются. Муж Анны (Алексей Каренин) узнает о ее изменах. Вскоре у Анны и Вронского рождается дочь:
«…ту сильную страсть, которая теперь наполнила всю его жизнь.»
«…страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви.»
«…они не знают, что без этой любви для нас ни счастья, ни несчастья – нет жизни», – думал он.»
Ради любви к Анне Вронский жертвует своей карьерой. Чтобы быть с Анной, он отказывается от повышения по службе, а затем уходит в отставку в звании полковника:
«…сын отказался от предложенного ему, важного для карьеры, положения, только с тем, чтоб оставаться в полку, где он мог видеться с Карениной, узнала, что им недовольны за это высокопоставленные лица…»
«Вронский был в эту зиму произведен в полковники, вышел из полка и жил один.» (часть 4 глава II)
«…он пожертвовал честолюбием для нее, никогда не показывая ни малейшего сожаления.»
«…отрекшийся от света, связей, честолюбия для любимой женщины.»
«Но бедный сын мой отдался весь ей. Бросил все – карьеру, меня…»
Некоторое время Вронский чувствует себя счастливым с Анной. Но в конце концов их отношения ухудшаются. Вронский страдает от того, что Анна ограничивает его свободу и ревнует его. Вронский ведет себя с Анной все более холодно, хотя и любит ее. В конце концов, глубоко страдая и находясь в отчаянии, Анна Каренина кончает жизнь самоубийством:
«…нужно было заявить свои права на свободу пред Анной…»
«Вронский умолял ее успокоиться и уверял, что нет призрака основания ее ревности, что он никогда не переставал и не перестанет любить ее, что он любит больше, чем прежде.«
«Я знаю, что с той первой минуты я пожертвовала ему всем! И вот награда! О, как я ненавижу его!»
После самоубийства Анны Вронский долго не может прийти в себя:
«Этого нельзя себе представить! Шесть недель он не говорил ни с кем и ел только тогда, когда я умоляла его. И ни одной минуты нельзя было оставить его одного. Мы отобрали все, чем он мог убить себя; мы жили в нижнем этаже, но нельзя было ничего предвидеть.»
По мнению матери Вронского, Анна Каренина свои самоубийством погубила не только себя, но убила самого Вронского:
«Вот она и доказала. Себя погубила и двух прекрасных людей – своего мужа и моего несчастного сына.»
«…и тут‑то она еще не пожалела его, а нарочно убила его совсем. Нет, как ни говорите, самая смерть ее – смерть гадкой женщины без религии. Прости меня Бог, но я не могу не ненавидеть память ее, глядя на погибель сына.»
По словам Вронского, после гибели Анны его жизнь ничего не стоит и не имеет ничего приятного:
«…сказал Вронский. – Извините меня. Приятного в жизни мне нет.»
«Я, как человек, – сказал Вронский, – тем хорош, что жизнь для меня ничего не стоит. А что физической энергии во мне довольно, чтобы врубиться в каре и смять или лечь, – это я знаю. Я рад тому, что есть за что отдать мою жизнь, которая мне не то что не нужна, но постыла. Кому‑нибудь пригодится.»
Вронский чувствует, что своим самоубийством Анна наказала его за холодность и непонимание и заставила раскаиваться всю жизнь:
«…выражение, как бы словами выговаривавшее то страшное слово – о том, что он раскается, – которое она во время ссоры сказала ему.»
«Он помнил ее только торжествующую, свершившуюся угрозу никому не нужного, но неизгладимого раскаяния. Он перестал чувствовать боль зуба, и рыдания искривили его лицо.»
После гибели Анны Вронский, раздавленный горем, отдает свою маленькую дочь Анну на воспитание Алексею Каренину. Позже Вронский жалеет об этом, но не считает возможным вернуть дочь себе:
«Он взял ее дочь. Алеша в первое время на все был согласен. Но теперь его ужасно мучает, что он отдал чужому человеку свою дочь. Но взять назад слово он не может. Каренин приезжал на похороны.»
Оставшись один, Вронский теряет смысл жизни. В поисках смерти он едет на войну в Сербию:
«С Вронским! Он едет в Сербию.»
«Это Бог нам помог – эта сербская война. Я старый человек, ничего в этом не понимаю, но ему Бог это послал.»
Это был цитатный образ и характеристика Алексея Вронского в романе «Анна Каренина»: описание внешности, характера, личности и биографии героя.