Характеристика Сергея Кознышева в романе «Анна Каренина», образ, описание

Характеристика Сергея Кознышева в романе "Анна Каренина", образ, описание
Сергей Кознышев (слева) и
Константин Левин.
Художник М. Щеглов

Сергей Кознышев является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Анна Каренина» Льва Толстого.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Сергея Кознышева в романе «Анна Каренина»: описание внешности и характера героя в цитатах.

Все материалы по роману «Анна Каренина»Все материалы по творчеству Льва Толстого

 

 

Характеристика Сергея Кознышева в романе «Анна Каренина»

Сергей Иванович Кознышев — единоутробный брат Константина Левина и Николая Левина (у всех троих общая мать). Сергей является старшим братом Константина:

«…мой друг, Константин Дмитрич Левин, брат Сергея Иваныча Кознышева.»

«…одноутробному брату писателю…»  

«…Левин остановился у своего старшего брата по матери Кознышева…»

Сергей Кознышев — немолодой мужчина. Вероятно, ему около 40 лет (он старше Константина Левина, которому в начале романа 32 года):

«…теперь он уж не так молод…» 

Сергей Кознышев — известный в России писатель:

«Хотя он имел большое уважение к своему, известному всей России, одноутробному брату писателю, однако он терпеть не мог, когда к нему обращались не как к Константину Левину, а как к брату знаменитого Кознышева.» 

«…наслаждался беседой со знаменитым Сергеем Ивановичем Кознышевым…»

Сергей Кознышев — дворянин, помещик:

«…Сергей Иванович, имевший именье в Кашинской губернии и принимавший большое участие в вопросе предстоящих выборов, собрался ехать на выборы.»

О внешности Кознышева известно следующее:

«Сергей Иванович встретил брата своего обычною для всех ласково холодною-улыбкой…»

«…у него не было ни одного седого волоса, ему никто не давал сорока лет…»

Кознышев выражается ясно и отчетливо, у него изяшная дикция:

«Я не могу допустить, – сказал Сергей Иванович с обычною ему ясностью и отчетливостью выражения и изяществом дикции…»

Кознышев — завидный жених, который мог бы жениться на одной из лучших невест:

«Он (они разумели Сергея Ивановича) мог всегда сделать первую партию в России; теперь он уж не так молод, но все‑таки, я знаю, за него и теперь пошли бы многие…»

Сергей Кознышев — яркий представитель московской интеллигенции, по мнению Стивы Облонского:

«…с Сергеем Ивановичем Кознышевым и Песцовым, которые в одно время столкнулись у подъезда. Это были два главные представителя московской интеллигенции, как называл их Облонский.»

Кознышев — уважаемый человек по характеру и по уму:

«Оба были люди уважаемые и по характеру и по уму.»

Сергей Кознышев — ученый и умный человек:

«Предложение ученого и умного Сергея Ивановича идти за грибами…»

«Сергей Иванович, пользовавшийся между всеми гостями уважением к его уму и учености, доходившим почти до поклонения, удивил всех, вмешавшись в разговор о грибах.»

Кознышев — хороший оратор, красноречивый человек, которого приятно слушать:

«Как я рада, что слышала Кознышева! Это стоит, чтобы поголодать. Прелесть! Как ясно. И слышно все! Вот у вас в суде никто так не говорит. Только один Майдель, и то он далеко не так красноречив.» (о Кознышеве)

Сергей Кознышев — особенный, удивительный человек, слишком чистый и высокодуховный, по словам Левина:

«Но его надо знать… Он особенный, удивительный человек. Он живет одною духовною жизнью. Он слишком чистый и высокой души человек.»

«Нет, но он так привык жить одною духовною жизнью, что не может примириться с действительностью, а Варенька все‑таки действительность.»

Сергей Кознышев — скромный человек:

«Он был скромен, но не мог не видеть этого.» 

По мнению Левина, Кознышев — очень умный, образованный и благородный человек, способный трудиться для общего блага:

«Константин Левин смотрел на брата, как на человека огромного ума и образования, благородного в самом высоком значении этого слова и одаренного способностью деятельности для общего блага.»

Кознышева интересуют вопросы об общем благе, но он занимается ими, руководствуясь рассудком, а не сердцем:

«…и Сергей Иванович и многие другие деятели для общего блага не сердцем были приведены к этой любви к общему благу, но умом рассудили, что заниматься этим хорошо, и только потому занимались этим. В этом предположении утвердило Левина еще и то замечание, что брат его нисколько не больше принимал к сердцу вопросы об общем благе и о бессмертии души, чем о шахматной партии или об остроумном устройстве новой машины.»

Кознышев считает, что образованные люди должны думать об общем благе, а не только о личном интересе. Левин не раздедяет эту позицию брата, считая самым главным личный интерес:

«Разногласие наше заключается в том, что ты ставишь двигателем личный интерес, а я полагаю, что интерес общего блага должен быть у всякого человека, стоящего на известной степени образования.» (Кознышев о себе и брате)

Кознышев привык к умственной деятельности и любит, чтобы его слушали:

«…он так привык к умственной деятельности, что любил высказывать в красивой сжатой форме приходившие ему мысли и любил, чтобы было кому слушать.»

Кознышева не интересуется сельским хозяйством. Его брат Константин Левин ведет дела их общего имения:

«…Левин знал, что хозяйство мало интересует старшего брата…»

«…услыхал потом этот невольно покровительственный тон, с которым брат расспрашивал его о хозяйственных делах (материнское имение их было неделенное, и Левин заведовал обеими частями)…»

Обычно Кознышев любит отдыхать за границей, но иногда он приезжает в деревню к брату, Константину Левину. Однако братья по-разному воспринимают жизнь в деревне:

«Сергей Иванович Кознышев хотел отдохнуть от умственной работы и, вместо того чтоб отправиться, по обыкновению, за границу, приехал в конце мая в деревню к брату. По его убеждениям, самая лучшая жизнь была деревенская.»

«Для Константина Левина деревня была место жизни, то есть радостей, страданий, труда; для Сергея Ивановича деревня была, с одной стороны, отдых от труда, с другой – полезное противоядие испорченности, которое он принимал с удовольствием и сознанием его пользы. Для Константина Левина деревня была тем хороша, что она представляла поприще для труда несомненно полезного; для Сергея Ивановича деревня была особенно хороша тем, что там можно и должно ничего не делать.»

Кознышев и Левин по-разному относятся к народу. Для Кознышева народ — это что-то противоположное людям вообще. Левину не нравится это отношение брата к народу:

«Кроме того, и отношение Сергея Ивановича к народу несколько коробило Константина. Сергей Иванович говорил, что он любит и знает народ, и часто беседовал с мужиками, что он умел делать хорошо, не притворяясь и не ломаясь, и из каждой такой беседы выводил общие данные в пользу народа и в доказательство, что знал этот народ. Такое отношение к народу не нравилось Константину Левину.»

«…народ любил он в противоположность тому классу людей, которого он не любил, и точно так же он знал народ как что‑то противоположное вообще людям.»

«Он никогда не изменял своего мнения о народе и сочувственного к нему отношения.»

Константин Левин любит и уважает своего брата Кознышева. Между братьями существуют дружеские, простые отношения, но иногда им бывает неловко друг с другом:

«Но, несмотря на свою любовь и уважение к Сергею Ивановичу, Константину Левину было в деревне неловко с братом.»

«…несмотря на дружескую простоту их отношений, Константину неловко было оставлять его одного.» 

«И довольно было этих слов, чтобы то не враждебное, но холодное отношение друг к другу, которого Левин так хотел избежать, опять установилось между братьями.»

Когда-то в молодости Кознышев был влюблен в девушку, которая умерла. После этого он не имел отношений с женщинами:

«– Да, что он был влюблен в эту девушку, которая умерла…

– Это было, когда я был ребенком; я знаю это по преданиям. Я помню его тогда. Он был удивительно мил. Но с тех пор я наблюдаю его с женщинами: он любезен, некоторые ему нравятся, но чувствуешь, что они для него просто люди, а не женщины.»

«Одно, что я могу сказать против, это то, что, потеряв Marie, я говорил себе, что останусь верен ее памяти. Одно это я могу сказать против своего чувства… Это важно», – говорил себе Сергей Иванович, чувствуя вместе с тем, что это соображение для него лично не могло иметь никакой важности, а разве только портило в глазах других людей его поэтическую роль.»

Наконец Кознышев влюбляется в Вареньку, подругу Кити. Это чувство напоминает ему первую любовь его молодости. Кознышев собирается сделать Вареньке предложение, но в конце концов так и не решается:

«…чувство, которое он испытывает к ней, есть что‑то особенное, испытанное им давно‑давно и один только раз, в первой молодости.»

«Даже до мелочей Сергей Иванович находил в ней все то, чего он желал от жены…»

«И он любил ее…»

Сергей Кознышев не любит и не уважает Стиву Облонского, вероятно, за его отношение к жизни, браку и женщинам:

«…брат его не любил и не уважал Облонского.»

Кознышей — здоровый и деятельный мужчина, которому необходимо иметь занятия:

«Сергей Иванович был умен, образован, здоров, деятелен и не знал, куда употребить всю свою деятельность.»

Сергей Кознышев любит рыбачить в деревне:

«…Сергей Иванович пожелал ехать с удочкой на реку. Он любил удить рыбу и как будто гордился тем, что может любить такое глупое занятие.»

На досуге Кознышев играет в шахматы:

«Во‑первых, я решил две шахматные задачи, и одна очень мила, – открывается пешкой. Я тебе покажу.»

В конце концов Сергей Кознышев выпускает книгу, над которой работал 6 лет. Он ожидает большой реакции от публики, но почти никто не обращает внимания на его книгу (часть 8 глава I):

«Уже с год тому назад была кончена его книга, плод шестилетнего труда, озаглавленная: «Опыт обзора основ и форм государственности в Европе и в России».»

«Книга эта после тщательной отделки была издана в прошлом году и разослана книгопродавцам.»

«Но прошла неделя, другая, третья, и в обществе не было заметно никакого впечатления; друзья его, специалисты и ученые, иногда, очевидно из учтивости, заговаривали о ней. Остальные же его знакомые, не интересуясь книгой ученого содержания, вовсе не говорили с ним о ней. И в обществе, в особенности теперь занятом другим, было совершенное равнодушие. В литературе тоже в продолжение месяца не было ни слова о книге».

«…Сергей Иванович видел, что его шестилетнее произведение, выработанное с такою любовью и трудом, прошло бесследно.»

После провала книги Кознышев посвящает себя «славянскому вопросу» и войне в Сербии (Славянский вопрос — вопрос об освобождении славянских народов от власти турок, который был актуален в 1870‑х гг.):

«…стал славянский вопрос, прежде только тлевшийся в обществе, и Сергей Иванович, и прежде бывший одним из возбудителей этого вопроса, весь отдался ему.»

«Он посвятил всего себя на служение этому великому делу и забыл думать о своей книге. Все время его теперь было занято, так что он не успевал отвечать на все обращаемые к нему письма и требования.»

Это был цитатный образ и характеристика Сергея Кознышева в романе «Анна Каренина» Толстого: описание внешности и характера героя в цитатах.

Все материалы по роману «Анна Каренина»Все материалы по творчеству Льва Толстого

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий