Наташа Ростова и Пьер Безухов: дружба, любовь, отношения, взаимоотношения | «Война и мир»

Наташа Ростова и Пьер Безухов: дружба, любовь, отношения, взаимоотношения | "Война и мир"
Пьер Безухов и
Наташа Ростова.
Фильм «Война и мир»,
1967 г.

Наташа Ростова и Пьер Безухов являются одними из главных героев знаменитого романа «Война и мир» Толстого.

В этой статье представлена история дружбы и любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова в романе «Война и мир»: описание отношений героев в цитатах, взаимоотношения на разных этапах, материалы для сочинений.

— Биография Наташи Ростовой— Все материалы по роману «Война и мир»

 

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»

Пьер Безухов и Наташа Ростова знакомы с детства, их семьи принадлежат к высшему обществу Москвы и Петербурга. В 10 лет Пьер уезжает за границу, где живет 10 лет. В возрасте 20 лет он возвращается в Россию и возобновляет дружбу с Наташей Ростовой и ее семьей:

«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства…» (том 2 часть 5 глава XIX)

Наташа считает Пьера хорошим, славным, но смешным человеком:

«— А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! — сказала вдруг Наташа…» (том 1 часть 1 глава XVII)

««Как могут они быть недовольны чем-то, — думала Наташа. — Особенно такой хороший, как этот Безухов?»» (том 2 часть 3 глава XVII)

«— Вы ведь давно знаете Безухова? — спросил он. — Вы любите его?— Да, он славный, но смешной очень.

И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.» (том 2 часть 3 глава XXIV)

В свою очередь, Пьер Безухов считает Наташу редкой, обворожительной девушкой, сокровищем:

«Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка…» (том 2 часть 3 глава XXII)

«…— Я решительно не знаю, что́ это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что́ можно про нее сказать. <…>

— Умна она? — спросила княжна Марья. Пьер задумался.

— Я думаю нет, — сказал он, — а впрочем да. Она не удостоивает быть умною… Да, нет, она обворожительна, и больше ничего.» (том 2 часть 5 глава IV)

Вскоре после возвращения в Россию Пьер женится на красавице Элен Курагиной, которую также знает с детства:

«…женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица…» (об Элен и Пьере, том 1 часть 3 глава I)

«Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.» (том 1 часть 3 глава II)

К сожалению, брак Пьера и Элен оказывается несчастливым. Элен не любит мужа и живет с ним только ради денег. Она обманывает супруга с другими мужчинами (Долоховым и пр.). Пьер глубоко страдает из-за своего неудачного брака. В конце концов он и Элен перестают жить вместе:

««Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер…» (том 2 часть 5 глава I)

«А вместо всего этого, вот, он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке…» (том 2 часть 5 глава I)

«— Где вы — там разврат, зло, — сказал Пьер жене.» (том 2 часть 5 глава XX)

Тем временем лучший друг Пьера, Андрей Болконский, влюбляется в юную Наташу Ростову, та отвечает ему взаимностью. Пьер искренне советует Андрею жениться на Наташе. Болконский делает Наташе предложение, влюбленные собираются пожениться через год:

«— Я? Я? Что́ я говорил вам, — вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. — Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека. <…>

— Ну, ну, говорите, я очень рад, — говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея.» (том 2 часть 3 глава XXII)

Сам Пьер чувствует себя все более несчастным в своем браке с Элен. Та обманывает Пьера с неким принцем, за что Пьеру вдруг дают чин камергера. С этого момента Пьер чувствует особенный стыд в светстком обществе. Также ему становится тяжело видеть счастье князя Андрея и Наташи:

«Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемою им Наташей и князем Андреем, своею противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее.»

«Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.» (том 2 часть 3 глава XXII)

Вскоре Андрей Болконский уезжает на год за границу и просит Наташу в трудную минуту обращаться к Пьеру за помощью:

«— Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, — сказал князь Андрей. — Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, — сказал он вдруг серьезно; — я уеду, Бог знает, что́ может случиться. <…>

— Какое бы горе ни было, — продолжал князь Андрей, — я вас прошу, m-lle Sophie, что́ бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.» (Андрей говорит с Наташей и Соней, том 2 часть 3 глава XXIV)

Тем временем Пьер старается избегать встречи с Наташей. Ему кажется, что он питает к ней нечто большее, чем дружеские чувства:

«Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая-то судьба постоянно сводила его с нею.» (том 2 часть 5 глава XIX)

Спустя несколько месяцев Наташа неожиданно разрывает помолвку с Андреем Болконским, так как влюбляется в Анатоля Курагина. Эта новость потрясает Пьера: он не понимает, как Наташа могла променять князя Андрея на негодяя Анатоля. Пьер чувствует презрение и отвращение к Наташе, она кажется ему такой же гадкой женщиной, как и его жена Элен:

«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкою женщиной. Но ему всё-таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с бо́льшим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе…» (том 2 часть 5 глава XIX)

Несмотря на разочарование в Наташе, Пьер делает все возможное, чтобы слухи о ней поскорее утихли в обществе. Пьер заставляет Анатоля уехать из Москвы и дает ему денег на дорогу. Также Безухов забирает у Анатоля письма, написанные Наташей (чтобы избежать их распространения):

«Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.» (том 2 часть 5 глава XX)

Вскоре Пьер приезжает к Наташе и передает ей ее письма, которые та писала Болконскому (он делает это по просьбе Андрея). На этот раз Безухов не чувствует презрения к Наташе, а напротив, очень жалеет ее и даже плачет вместе с ней. На этот раз Пьер просит Наташу рассчитывать на его дружбу:

«Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку. <…>

Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера. <…> Она опять заплакала.

И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят. <…>
— Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас — считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе — вспомните обо мне. — Он взял и поцеловал ее руку.» (том 2 часть 5 глава XXII)

В этот вечер Пьер также признается Наташе в том, что, будь он холост, он просил бы ее руки. Это признание очень трогает Наташу, а сам Безухов чувствует себя счастливым впервые за долгое время:

«— Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.

Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
— Теперь куда прикажете? — спросил кучер.

«Куда?» спросил себя Пьер. «Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или в гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал…»

«…в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.» (том 2 часть 5 глава XXII)

Со временем Наташа приходит в себя после разрыва с Андреем и скандала с Анатолем. Она почти не бывает на людях и рада видеть только одного человека — Пьера. Дружба Наташи и Пьера крепнет, но не перерастает в нечто большее, так как Безухов женат:

«Она {Наташа} почти не выезжала из дому и из приезжавших к ним рада была только одному человеку — Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе. Но она не была даже благодарна ему за его нежность. Ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием. Пьеру, казалось, так естественно быть добрым со всеми, что не было никакой заслуги в его доброте.»

«…ей никогда в голову не приходило, чтоб из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь с ее или еще менее с его стороны, но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров.» (том 3 часть 1 глава XVII)

В этот трудный период Наташа благодарна Пьеру за его поддержку и доброту. Она считает его невероятно добрым, великодушным человеком:

«― Я сама не знаю, ― быстро отвечала Наташа, но я ничего бы не хотела сделать, чтò бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали!… ― Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах.»

«― Да вы ― вы, ― сказала она, с восторгом произнося это слово вы, ― другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, чтò бы было со мною, потому что… ― Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась,, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.» (том 3 часть 1 глава XX)

Тем временем Пьер понимает, что влюблен в Наташу, поэтому решает меньше видеться с ней:

«— Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?… — спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.

«Оттого, что я тебя люблю!» хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.

— Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела… <…> 

Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.» (том 3 часть 1 глава XX)

В 1812 г., во время нашествия Наполеона, Пьер остается в окупированной Москве. Он знакомится с одним французом и в беседе с ним рассказывает про свою любовь к Наташе. Пьер признается собеседнику, что с юных лет и всю свою жизнь любил только Наташу, но не смел думать о ней:

«Вызванный этим вопросом, Пьер поднял голову и почувствовал необходимость высказать занимавшие его мысли; он стал объяснять, как он несколько иначе понимает любовь к женщине. Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему. <…> 

Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому тем более над самим собою.» (том 3 часть 3 глава XXIX)

Осенью 1812 г. Пьер Безухов попадает в плен к французам, окупировавшим Москву. В плену он проводит 4 недели. Там он терпит много лишений и страданий, которые заставляют его по-другому посмотреть на жизнь и обрести долгожданный душевный покой:

«Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.»

«В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного.» (том 4 часть 3 глава XII)

В конце концов русские партизаны освобождают Пьера и других пленных. К сожалению, во время этой операции по освобождению пленных погибает младший брат Наташи Ростовой — Петя Ростов. Освободившись из плена, Пьер узнает, что его друг Андрей Болконский умер от ранения, полученного в Бородинском сражении. Также Пьеру сообщают, что его жена Элен внезапно скончалась:

«В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.(том 4 часть 3 глава XI)

«Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и плача целовал его.» (освобожден из плена, том 4 часть 3 глава XV)

«В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. В тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Всё это Пьеру казалось тогда только странно.» (том 4 часть 4 глава XII)

После пережитого в плену Пьер меняется внутренне, хотя внешне остается таким же:

«Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. <…>

Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям, — вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.» (том 4 часть 4 глава XIII)

В конце января 1813 г. Пьер наконец приезжает в свой дом в Москве и возвращается к обычной жизни. Он снова является холостяком. Пьер редко думает о Наташе, и ему кажется, что он освободился от чувств к ней:

«В конце января Пьер приехал в Москву и поместился в уцелевшем флигеле. <…>

О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.» (том 4 часть 4 глава XV)

Вскоре Пьер едет в гости к своей подруге княжне Марье Болконской и там неожиданно встречает Наташу Ростову. В эту встречу Пьер Безухов окончательно понимает, что любит Наташу. Княжна Марья видит, что между Пьером и Наташей, возможно, зарождается любовь:

«И лицо {Наташи}, с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, — улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее. <…>

Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее, — яснее, чем самыми определенными словами, — он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.» (о любви Пьера к Наташе, том 4 часть 4 глава XV)

«Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что́ поглощало всё ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И эта в первый раз пришедшая ей мысль наполняла ее душу радостию.» (том 4 часть 4 глава XVII)

В этот вечер Наташа рассказывает Пьеру о тех тяжелых трех неделях, которые она провела с умирающим князем Андреем, своим возлюбленным. Пьер, в свою очередь, рассказывает о трудной жизни в плену:

«И не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: всё то, что́ она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославле. 

Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что́ она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.» (том 4 часть 4 глава XV)

Вернувшись домой, Пьер не может уснуть и думает о Наташе. Он решает сделать все возможное, чтобы жениться на ней:

«Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он всё ходил по комнате.

«Ну что́ же делать; уж если нельзя без этого? Что́ же делать?! Значит так надо», — сказал он себе и поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.

«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье — надо сделать всё для того, чтобы быть с ней мужем и женой», сказал он себе.» (том 4 часть 4 глава ХVІІІ)

Вскоре Пьер Безухов рассказывает княжне Марье о своей любви к Наташе. Он говорит Марье, что всю свою жизнь любил только Наташу и не может жить без нее, но не решается сделать ей предложение, так как та совсем недавно пережила смерть князя Андрея:

«Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизнь. Просить руки ее теперь, я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, — сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.»

Княжна Марья утешает Пьера и обещает ему поговорить с Наташей. Марья признается ему, что Наташа уже любит его. Пьер счастлив это слышать, он готов ждать удобного момента, чтобы свататься. С этого дня Пьер впадает в «счастливое безумие» от мысли, что Наташа может стать его женой:

«— Я думаю о том, что́ вы мне сказали, — отвечала княжна Марья. — Вот что̀ я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей о любви… — Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела, по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.»

«— Поручите это мне, — сказала княжна Марья. — Я знаю… <…> 

— Я знаю, что она любит… полюбит вас, — поправилась княжна Марья.» (том 4 часть 4 глава ХVІІІ)1

«Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия.» (том 4 часть 4 глава XIX)

В душе у Наташи тоже происходят изменения: у нее появляется надежда на счастье с Пьером. Она не скрывает, что ей больше не горестно, а напротив, радостно:

«С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно-насмешливою улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучек, и стриженый, с этой минуты что-то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое, проснулось в душе Наташи.

Всё: лицо, походка, взгляд, голос, — всё вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой, — сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. <…>

Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была очевидно так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такою полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.» (том 4 часть 4 глава XX)

Княжна Марья передает Наташе, что Пьер любит ее и хочет на ней жениться. Наташа счастлива слышать это, но в то же время ей неловко за свое внезапное счастье. Княжна Марья поддерживает подругу и не осуждает ее:

«»Но что же делать! она не может иначе», — подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер.»

«— Мари, — сказала она, — научи, что мне делать: я боюсь быть дурною. Что̀ ты скажешь, то я и буду делать; научи меня…

— Ты любишь его?

— Да, — прошептала Наташа.« (том 4 часть 4 глава XX)

Уже вскоре, ранней весной 1813 г., Пьер Безухов и Наташа Ростова женятся. Спустя 7 лет, в 1820 г., у супругов уже есть три дочери и сын:

«Свадьба Наташи, вышедшей в 13-м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.» (Эпилог часть 1 глава V)

«Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила.» (Эпилог часть 1 глава X)

Став женой и матерью, Наташа полностью посвящает себя семье и редко бывает в обществе. Она меняется внешне и внутренне:

«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь.»

«В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны.»

«Все, знавшие Наташу до замужства, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному. Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа…»

«Предмет, в который погрузилась вполне Наташа — была семья, т. е. муж, которого надо было держать так, чтоб он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить и воспитывать.» (Эпилог часть 1 глава X)

В семейной жизни связь Наташи с мужем держится не на поэтических чувствах, которые были вначале, а на чем-то другом  неопределенном, но твердом:

«Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом.» (Эпилог часть 1 глава X)

Замужняя Наташа «опускается» настолько, что ее близкие шутят над ее прическами, одеждой, а также ее ревностью к мужу:

«Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прически, ее невпопад сказанные слова, ее ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине — были обычным предметом шуток всех ее близких.» (Эпилог часть 1 глава X)

В семейной жизни Пьер оказывается «под башмаком своей жены», то есть становится подкаблучником, но он не страдает от этого положения:

«Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества, Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им.» (Эпилог часть 1 глава X)

Спустя 7 лет брака Пьер и Наташа по-прежнему счастливы вместе. Пьер считает свою семейную жизнь счастливой и спокойной:

« Я ужасно люблю тебя!  сказала вдруг Наташа.  Ужасно. Ужасно!

 Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав. — Что он* одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас. Вот ты говоришь  разлука. А ты не поверишь, какое особенное чувство я к тебо имею после разлуки…

 Да, вот еще…  начала было Наташа.

 Нет, не то. Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно… Ну, да…» (Эпилог часть 1 глава XVI) 

(*он  Платон Каратаев, покойный друг Пьера)

Это была история дружбы и любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого: описание отношений героев в цитатах, их взаимоотношения на разных этапах жизни, материалы для сочинений.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий