Характеристика Лемма в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: образ, описание

Характеристика Лемма в романе "Дворянское гнездо" Тургенева: образ, описание
Лаврецкий и Лемм.
Художник Д. Боровский

Учитель Лемм является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Дворянское гнездо» Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лемма в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Все материалы по роману «Дворянское гнездо»Все материалы по творчеству Тургенева

 

 

Характеристика Лемма в романе «Дворянское гнездо»

Полное имя героя — Христофор Федорович Лемм (немецкий вариант: Христофор Теодор Готлиб Лемм):

«А! Христофор Федорыч, здравствуйте! – воскликнул прежде всех Паншин…» 

«Христофор Теодор Готлиб Лемм родился…» 

О внешности Лемма известно следующее:

«…уже старый человек…»

«…согнул свою, и без того сутулую, спину и медленно вошел в гостиную.»

«Наружность Лемма не располагала в его пользу. Он был небольшого роста, сутуловат, с криво выдавшимися лопатками и втянутым животом, с большими плоскими ступнями, с бледно‑синими ногтями на твердых, не разгибавшихся пальцах жилистых красных рук; лицо имел морщинистое, впалые щеки и сжатые губы, которыми он беспрестанно двигал и жевал, что, при его обычной молчаливости, производило впечатление почти зловещее; седые его волосы висели клочьями над невысоким лбом; как только что залитые угольки, глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки; ступал он тяжело, на каждом шагу перекидывая свое неповоротливое тело. Иные его движения напоминали неуклюжее охорашивание совы в клетке, когда она чувствует, что на нее глядят, а сама едва видит своими огромными, желтыми, пугливо и дремотно моргающими глазами. Застарелое, неумолимое горе положило на бедного музикуса свою неизгладимую печать, искривило и обезобразило его и без того невзрачную фигуру…»

«Он надел коротенький табачного цвета фрак с острым хвостиком, туго затянул свой шейный платок…»

Возраст Лемма — около 56 лет (действие романа происходит в 1842 г.):

«Христофор Теодор Готлиб Лемм родился в 1786 году…»

Господин Лемм родился а Саксонии в семье бедных музыкантов. Лемм осиротел в 8 лет, а с 10 лет начал бродяжничать и зарабатывать на жизнь музыкой:

«Христофор Теодор Готлиб Лемм родился в 1786 году, в королевстве Саксонском, в городе Хемнице, от бедных музыкантов. Отец его играл на валторне, мать на арфе…» 

«Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба своим искусством. Он долго вел бродячую жизнь, играл везде – и в трактирах, и на ярмарках, и на крестьянских свадьбах, и на балах; наконец попал в оркестр и, подвигаясь все выше и выше, достиг дирижерского места.»

Господин Лемм с 5 лет играет на трех музыкальных инструментах:

«…сам он уже по пятому году упражнялся на трех различных инструментах.»

 

Лемм приехал в Россию, когда ему было 27 лет. За долгие годы жизни в России он испытал много бедствий. Лемм работал в разных местах (частных оркестрах и т.д.). Наконец он поселился в городе О…, где познакомился с семьей Калитиных:

«На двадцать восьмом году переселился он в Россию. Его выписал большой барин, который сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Лемм прожил у него лет семь в качестве капельмейстера и отошел от него с пустыми руками…»

«В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастие: побывал у различных господ, жил и в Москве, и в губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился, как рыба об лед; но мысль о возвращении на родину не покидала его среди всех бедствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. Судьбе, однако, не было угодно порадовать его этим последним и первым счастием: пятидесяти лет, больной, до времени одряхлевший, застрял он в городе О… и остался в нем навсегда, уже окончательно потеряв всякую надежду покинуть ненавистную ему Россию и кое‑как поддерживая уроками свое скудное существование.»

Господин Лемм дает уроки музыки Лизе Калитиной и ее сестре Лене:

«…он Лизе уроки дает…» 

Господин Лемм — добрый, честный, необыкновенный человек:

«…для того, кто умел не останавливаться на первых впечатлениях, что‑то доброе, честное, что‑то необыкновенное виднелось в этом полуразрушенном существе.»

Господин Лемм — старый холостяк. Он никогда не был женат:

«Один, с старой кухаркой, взятой им из богадельни (он никогда женат не был), проживал он в О… в небольшом домишке, недалеко от калитинского дома…»

Господин Лемм — бедный, одинокий, убитый человек, заслуживающий жалости:

«Этот немец, бедный, одинокий, убитый человек – и вам его не жаль? Вам хочется дразнить его?»

«Уже так давно никто не принимал в нем участья, а Лаврецкий видимо интересовался им, заботливо и внимательно расспрашивал его. Старика это тронуло…»

Лемм — молчаливый человек:

«…жевал, что, при его обычной молчаливости, производило впечатление почти зловещее…» 

Господин Лемм — чудак и ученый человек, по мнению его знакомой Марьи Дмитриевны:

«Здесь у нас есть музыкант, старик, из немцев, чудак, очень ученый; он Лизе уроки дает…»

Господин Лемм — знаток своего дела (то есть музыки). Он одарен живым воображением и смелостью мысли. Лемм мог бы стать великим композитором, если бы ему больше везло в жизни. Он написал много произведений, но они почти никогда не были изданы:

«Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела, одаренный живым воображением и той смелостью мысли, которая доступна одному германскому племени, Лемм со временем – кто знает? – стал бы в ряду великих композиторов своей родины, если б жизнь иначе его повела; но не под счастливой звездой он родился!»

«Он много написал на своем веку – и ему не удалось увидеть ни одного своего произведения изданным; не умел он приняться за дело, как следовало, поклониться кстати, похлопотать вовремя. Как‑то, давным‑давно тому назад, один его поклонник и друг, тоже немец и тоже бедный, издал на свой счет две его сонаты, – да и те остались целиком в подвалах музыкальных магазинов; глухо и бесследно провалились они, словно их ночью кто в реку бросил. Лемм, наконец, махнул рукой на все; притом и годы брали свое: он зачерствел, одеревенел, как пальцы его одеревенели.»

Лемм не очень хороший исполнитель, но при этом он основательно знает теорию музыки:

«Исполнитель он был довольно плохой; но музыку знал основательно.»

Лемм является поклонником Баха и Генделя:

«Поклонник Баха и Генделя…»

Иногда Лемм сочиняет что-то для своих знакомых. Так, однажды он пишет новый романс для своей ученицы Лизы. К сожалению, романс оказывается неудачным. Бедный Лемм и окружающие это понимают:

«Это был романс, сочиненный им накануне на старомодные немецкие слова, в которых упоминалось о звездах. Лиза тотчас села за фортепьяно и разобрала романс… Увы! музыка оказалась запутанной и неприятно напряженной; видно было, что композитор силился выразить что‑то страстное, глубокое, но ничего не вышло: усилие так и осталось одним усилием. Лаврецкий и Лиза оба это почувствовали – и Лемм это понял: ни слова не сказав, положил он свой романс обратно в карман и, в ответ на предложение Лизы сыграть его еще раз, покачав только головой, значительно сказал: «Теперь – баста!» – сгорбился, съежился и отошел.»

«Очень он мне был жалок сегодня, – подхватил Лаврецкий, – с своим неудавшимся романсом.»

После ухода Лизы в монастырь господин Лемм уезжает из города О… в Одессу. Там он умирает:

– Как? и Лемм умер? – спросил Лаврецкий.

– Да, – отвечал молодой Калитин, – он уехал отсюда в Одессу; говорят, кто то его туда сманил; там он и скончался.

Это был цитатный образ и характеристика Лемма в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание внешности и характера героя.

Все материалы по роману «Дворянское гнездо»Все материалы по творчеству Тургенева

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий