Художник Евгений Петрович Пономарев |
Рассказ «Певцы» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» Тургенева.
В этой статье представлена критика о рассказе «Певцы» Тургенева, отзывы современников, анализ произведения.
— Краткое содержание рассказа
— Критика о цикле «Записки охотника»
— Все материалы по рассказу «Певцы»
Критика о рассказе «Певцы» Тургенева
Н. А. Некрасов:
«Приехал Тургенев (уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI № Современ(ника)». Один из них, «Певцы»,— чудо! И вообще это отличная поправка бедному «Современнику», который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой.»
(Н. А. Некрасов — П. В. Анненкову, 16 (28) ноября 1850 г.)
Aпп. A. Григорьев:
«Что такое тургеневские рассказы охотника? Неужели изображение действительности, какою она является свободному духу? Все они облиты одним колоритом — все, и в особенности, например, «Певцы», «Бежин Луг». Если брать их за простые изображения действительности, — они выйдут совершенною фальшью: фальшью будет и односторонняя заунывность, простирающаяся до трагизма в «Певцах», и байронический мальчик в «Бежине Луге», фальшью выйдет и «Муму», как односторонняя и мрачно колоритная идеализация типа; но все это дорого и в высокой степени поэтично, как голос известной почвы, местности, имеющей право на свое гражданство, на свой отзыв и голос в общенародной жизни, как тип, как цвет, как отлив, оттенок.!»
(Aпп. A. Григорьев, «Несколько слов о законах и терминах органической критики», «Русское слово», 1859, №5)
И. С. Аксаков:
«Можно было бы обойтись без последней сцены пьяных в кабаке…»
(«Русское обозрение», 1894 г., № 8)
Рецензия в журнале «Современник»:
«…природа и человек сливаются в одно целое… <…> …не истинного характера нет ни одного… <…> …лучшим выражением того, что у них давно таилось на душе; оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились…»(анонимный автор, «Обозрение русской литературы за 1850 г.», «Современник»)
Н. К. Невзоров:
«В кабаке происходит сцена, устраивается турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню… Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня… <…>
Слушатели стояли все как оцепенелые. Рядчик тихо встал и пошел к Якову: «Ты.. твоя… ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места. Русскому человеку нужна задушевность; ему приятно, когда у него щемит сердце, когда ему хочется плакать или сидеть где-нибудь в уголку да молчать.»
(Н. К. Невзоров, «Руководящие типы в произведениях русской литературы после Гоголя», 1883 г.)
А. И. Незеленов:
«Мы видели уже в нескольких из названных выше личностей, в Хоре, Калиныче, Касьяне, сердечное расположение к музыке, к песне. В «Певцах» поэт изображает потрясающее действие этого искусства на самых разнородных по характерам своим русских людей. В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг. Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков. <…>
Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»… <…> Соперник Якова — рядчик, первый признал себя побежденным… и бросился вон из комнаты.
Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в «Певцах» русская душа, и тонко подметил поэт народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни.»
(А. И. Незеленов, «Тургенев в его произведениях», СПб, 1885 г.)
Статья в «Полном собрании сочинений и писем в 30 томах»:
«Один из основных мотивов «Записок охотника» — изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа — находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах «певцов» и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя. Представители различных общественных групп и направлений по-разному отнеслись к рассказу Тургенева.»
(коллектив авторов, статья в «Полном собрании сочинений и писем в 30 томах, том 3, 1979 г.)
Это была критика о рассказе «Певцы» Тургенева из цикла «Записки охотника», отзывы современников, анализ произведения.
— Все материалы по рассказу «Певцы»
— Все материалы по творчеству Тургенева