«Мартовское солнце». К. Юон |
Константин Федорович Юон — выдающийся русский художник, автор таких знаменитых картин, как «Троице-Сергиева лавра», «Новая планета» и др.
В этой статье представлено описание картины «Мартовское солнце» Юона: материалы для сочинения.
Описание картины «Мартовское солнце» Юона
Картина «Мартовское солнце» была написана Константином Юоном в 1915 году. Картина выполнена маслом на холсте. Размер полотна составояет 107 х 142 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Описание картины «Мартовское солнце» из книги «История русской живописи в 12 томах»:
«Одна из особенностей творчества Юона — обилие солнца на его полотнах. Небо, пронизанное светом, чистый воздух, яркие краски (например, в замечательном пейзаже «Мартовское солнце», 1915) отражают радостное мироощущение, свойственное этому художнику.
Любовь к солнцу и светлый взгляд на мир отличают и других художников, близких Юону по духу, прежде всего Рылова и Грабаря.»
(Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 10-е годы XX века», том 10, 2007 г.)
Описание картины «Мартовское солнце» из книги «История русского искусства конца XIX — начала XX века»:
«…нередко Юон обращается к красочному контрасту. …показательна в этом отношении картина 1915 года «Мартовское солнце». Она может дополнить тот ряд русских снежных пейзажей, в который мы уже включили «Февральскую лазурь» Грабаря, «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова.
Поэтому пейзаж «Мартовское солнце» столь типичен для живописи «Союза русских худохников». Ведь «союзники» представляются нам теми же передвижниками, лишь обновившими с помощью импрессионистических приемов живописную систему.
В «Мартовском солнце» мы находим многие из элементов пейзажа, которые мьы могли встретить и у передвижников: обыкновенная сельская улица с деревянными домами, которые выходят трехоконными фасадами на красную линию и прячут сараи и крытые дворы в глубине; голые березы и тополя, четко обозначенные своими стволами на фоне звонко-голубого неба; тропинки, протоптанные в снегу; лошади с мальчишками-седоками; собака, плетущаяся вслед за жеребенком, и многие другие, казалось бы, ничем не приметные детали. Но сама живопись уже не сопоставима с передвижнической.
…понимание цвета становится совершенно иным: краски в картине Юона чистые, звонкие, насыщенные солнцем, весь холст словно наполнен воздухом «Союзники» отличаются от передвижников и композиционными методами.
В соответствии с отстоявшейся композиционной системой импрессионизма разработанный в «Мартовском солнце» мотив построен на эффекте движения, переданного не только и не столько бегом лошадей, сколько самим диагональным построением сцены, перспективным контрастом крупных предметов первого плана и мелких — дальнего, соотношением высокого неба и довольно узкой полосы земли.»
(Сарабьянов Д.В. «История русского искусства конца XIX — начала XX века», 2001 г.)
Описание картины «Мартовское солнце» на сайте Государственной Третьяковской Галереи:
«Написанный в имении Лигачево пейзаж развивает подмосковную тему в русском импрессионизме. В зрелом творчестве Юона импрессионистический метод приобретает продуманность и рациональность.
В картине более всего захватывает передача всех оттенков весеннего неба – от бирюзового к сиреневому и сияние плотного, покрытого настом снега, отражающего небесные краски. Мартовское солнце на закате «зажигает» стволы деревьев, облака, домики и лица детей. Особое внимание художник уделяет ритму композиции.
Юон писал:
«Важнейший элемент композиции заключается в зрительной ритмике. Для живописца ритмика аналогична звучанию звуковой ритмики в мире музыки».
Зритель, двигаясь вокруг полотна, ощущает как изображение разворачивается навстречу ему. Пространственные планы расположены диагонально к глазу зрителя. Художник акцентирует «центры внимания»: на первом плане – это всадники и деревья, в глубине внимание привлекает забавная сценка – ярко-красный в солнечных лучах жеребенок только что принял солнечную ванну, собачка с возмущением облаивает это «чудовище».
Фигурки в картине воспринимаются как эмоциональные акценты, как всплески радости и движения, привлекая внимание к красоте природы вокруг.»
(сайт Государственной Третьяковской галереи)
Анализ картины «Мартовское солнце» из книги «Всеобщая история искусств»:
«…Юон… более всего унаследовал от своего учителя [Серова] любовь к народной жизни, к родной природе. Но, в отличие от Серова, в его произведениях подчеркнута красота старинного национального уклада России. Он находил его следы в окружающей действительности, часто на московских окраинах, в водовороте повседневной жизни, изображая бытующие в простонародной среде обычаи («Пляска свах», 1912, Чехословакия, частное собрание; «Троице-Сергиева лавра», 1910, ГРМ).
Нарядная, праздничная живопись Юона открыла глаза обществу на красочность типично русских городков, предместий и особенно подмосковной Троице-Сергиевой лавры… В таких картинах, часто изображавших весеннюю яркость природы, лучистое солнце, блестящий наст снега, неизменно присутствуют жанровые мотивы, переданные также во всей их бытовой и социальной характерности («Мартовское солнце», 1915; ГТГ, и др.)»
(«Всеобщая история искусств» том 6, книга 2 («Искусство 20 века»), под ред. Чегодаева А. Д., 1966 г.)
Это было описание картины «Мартовское солнце» Юона: материалы для сочинения, анализ произведения.