«Поединок Пересвета с Челубеем». Художник М. И. Авилов |
М. И. Авилов — выдающийся русский художник, автор знаменитого исторического полотна «Поединок Пересвета с Челубеем».
В этой статье представлено описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова: материалы для сочинения, история создания произведения.
Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле»)
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») была написана М. И. Авиловым в 1943 году.
Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 327 x 557 см (около 2 х 5 метров!). На данный момент картина находится в Государственном Русском музее.
История создания картины «Поединок Пересвета с Челубеем»
Замысел картины появился у Авилова за 25 лет до написания полотна. Еще в 1917 году Авилов выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Эта картина не удовлетворила Авилова и позже была им уничтожена.
Осенью 1942 года Авилов вернулся в Москву из эвакуации. В Москве он получил большую мастерскую, которая дала художнику возможность работать над крупной картиной.
В годы Великой Отечественной войны многие художники обращались к событиями из русской истории. Авилов также искал свою тему и создал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая».
Авилов создал первый и единственный эскиз к «Поединку» и сразу нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года он приступил к работе над картиной, которую написал всего за шесть месяцев.
Художник стремился максимально правдиво передать образы исторических персонажей, детали костюмов и оружия. Для этого Авилов многократно посещал Центральный Исторический музей, где делал зарисовки. По словам самого Авилова, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» писалась им необыкновенно легко. Это произведение занимает особое место в творчестве Авилова.
На картине «Поединок Пересвета с Челубеем» изображен эпизод накануне Куликовской битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года. На поединке сражаются Пересвет и Челубей.
Александр Пересвет — русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры. Челубей — татарин (по одним данным его имя звучит как Челибей или Телебей, по другим — Темир-мурза). Поединок окончился гибелью обоих воинов.
В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.»
Описание картины из книги «История русского и советского искусства»:
«Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.»
(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)
Описание картины из книги «Русское изобразительное искусство»:
«Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если в заключение не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.
Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.»
(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)
Это было описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова: материалы для сочинения, история создания картины.